Агонистика. Развитие системы игр в Греции

Информация » Олимпийские игры в Древней Греции как проявление агональности олимпийской культуры » Агонистика. Развитие системы игр в Греции

Страница 2

Немейские игры проходили раз в три года в Немейской долине, где, как повествует миф, Геракл, учредивший эти игры, совершил свой первый из 12-ти подвигов — задушил чудовищного льва, наводившего ужас на жителей Арголиды.

Панафинеи устраивались раз в четыре года как торжественный праздник в честь покровительницы полиса Афины- Паллады. Согласно греческой мифологии, основал эти игры чтимый в Афинах Тесей после того, как он освободил полис от кровавой дани критскому царю Минасу. Тесей проник в лабиринт и убил там Минотавра, пожиравшего афинских девушек и юношей, приносимых царем ему в жертву.

Но самыми крупными и популярными среди всех были Олимпийские игры, которые устраивались раз в четыре года в честь верховного греческого бога, «царя среди богов» — Зевса Олимпийского.

Если сопоставить сроки и периодичность проведения общегреческих соревнований, то вырисовывается довольно стройная система следующих друг за другом и образующих четырехлетний цикл соревнований, вершиной которых были Олимпийские игры.

Древнегреческий поэт Пиндар, известный одами в честь победителей панэллинских соревнований, писал о них: «Как родниковая вода среди других даров природы считается лучшей, как золото — лучшее из сокровищ человеческих, так и Олимпийские игры среди всех иных игр Наипрекраснейшие. Они затмевают все иные, как солнце, что своим ярким светом затмевает звезды на небосводе».

Погружение в мир олимпийской культуры и искусства побеждать, которые сформировались в античной Греции, - единственно возможный путь к правильному осмыслению не только политической истории, но и фактов культурной жизни, самым тесным образом связанных со Священными Олимпийскими играми и множеством других празднеств эллинов, которые не уступали по блеску и торжественности играм, проводившимся в Олимпии. Многочисленные игры-празднества, требовавшие согласованности в сочетании внешнего и внутреннего, телесного и духовного, то есть гармонии, для греческих городов-государств были главным условием выживания, важнейшим элементом общественной жизни, способствовавшим сплоченности и единению. Праздничные состязания проводились повсюду, где утверждались язык и законы эллинов. Олимпийская культура, родившаяся в недрах эллинской агонистики (состязательности), утверждала достоинство, доброжелательность и величие человека. Элли- ны первыми в истории человечества возвели в культ тело, красоту и победу, положив начало универсальной системе педагогики состязаний, вершиной которой стала олимпийская культура, которая возвела состязания в нравственный принцип и смысл жизни.

Жизнь эллинов - потомков современных греков - была во многом похожа на соревнование везде и во всем. Явная или скрытая соревновательность постоянно присутствовала в отношениях между племенами, населявшими Пелопоннес. Состязательность была заложена в самих нормах жизни, в действиях людей в самых различных сферах - политической, военной, хозяйственной, интеллектуальной, художественной и, конечно, спортивной.

Эллины всегда стремились к красоте. Идеалом красоты считалось тренированное тело юноши-атлета. Скульптурные произведения великих греческих мастеров правдиво передают состояние атлета в момент наибольшего напряжения сил, когда каждый мускул подчинен одному стремлению. Темы творцам реалистического искусства Эллады давала агонистика, создавшая исключительно благоприятные условия для развития олимпийской культуры, эхо которой сегодня торжественно звучит и объединяет землян, призывая к миру и согласию. Выдающиеся творцы Эллады преуспели в искусстве скульптуры, наблюдая борьбу и бег юношей, пляски и бег девушек и другие виды агонов, представлявшие им самым непринужденным образом целый ряд благодарных мотивов для изучения человеческого тела и в его движении, и в моменты покоя. Так начали свою жизнь "Дискобол" и "Бегун" Мирона, "Дорифор" и "Диадумен" Поликлета и многие другие шедевры. В творческом воображении эллинов типически обобщенный образ совершенного человека всегда был связан прежде всего с обликом юноши-атлета.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Поп-арт
Другим направлением в искусстве Западной Европы и США 1950-1960-х годов являлся поп-арт, для которого характерны использование и переработка образов массовой (популярной) культуры. Термин «поп-арт» (популярное искусство) был введен критик ...

Функции культуры
Более определенной выглядит ситуация с выделением ведущих функций, которые выполняет культура. В качестве главной функции и важнейшего назначения культуры отмечают ее содействие духовному развитию человека, раскрытию его талантов. С этой ...

«Жало» рок-культуры
Блажен человек, который не ходит на совет нечестивых, и не идет по пути грешных, и не сидит в собрании развратителей. (Пс. 1:1) Господствующий принцип древней музыки — ритм и мелодия. А. Шлегель Главной опасностью, которую несет в ...