Культуры верхнего палеолита

Информация » Проблема начала культуры » Культуры верхнего палеолита

Страница 2

По мнению А. Хаузера, палеотическое искусство, без всяких трудов располагает единством зрительного восприятия, достигнутым современным искусством после столетия долгой борьбы. Первоначально первобытное искусство, необособлённое в специальный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом, отражало постепенное познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире.

Выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита:

· Натуральное творчество – композиция из туш, костей, натуральный макет;

· Искусственная изобразительная форма – крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур;

· Верхнепалеолитическое изобразительное творчество – роспись пещер, гравировка на кости.

Аналогичные этапы можно найти и при изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, мимики, жестов, возгласов. Музыкальный элемент «натуральной пантомимы»: имитация звуков природы – звукоподражательные мотивы. Искусственная интонационная форма – мотивы с зафиксированным звуковысотным положением тона. Интонационное творчество – двух- и трёхзвучные мотивы.

В верхнем палеолите формируются два основных центра мировой цивилизации: афро-европейский и азиатский. Между двумя этими первичными очагами человечества поддерживаются контакты, а внутри возникают культурные области со своими расовыми, техническими, хозяйственными типами. Закладываются основы языка. Верований, искусства, семейных отношений, которые являются фундаментом любого человеческого общества. Культура верхнего палеолита глубоко своеобразна. Основное занятие человека здесь – охота, и оно накладывает отпечаток на общественное устройство, искусство, верования, психику людей.

В первобытную эпоху зародились все виды изобразительного искусства: графика (рисунки и силуэты), живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), архитектура (палеолитические жилища). Изучив структуру срезов бивней, ученые сделали вывод, что древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент новые композиции и элементы [3, с. 17].

Физиопластическая живопись палеолита осталась в истории культуры весьма изолированным феноменом, обязанным своим существованием образу жизни мадленских охотников на северных оленей. К концу мадленского периода пещерная живопись исчезает, уступая место стилю новой эпохи – мезолиту: орнаменту.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Основные этические принципы эпохи Возрождения. Отношение к античности
Итальянское Возрождение – одно из самых ярких явлений в истории европейской культуры. Споры о его характере, исторических корнях, этапах трехвекового развития не утихают и поныне. В исторической науке Возрождение рассматривается как перед ...

Определение культуры, ее функции
Собственно слово “культура” возникает в древнеримскую эпоху. Этимологически слово “культура” восходит к латинскому colere, означавшему “возделывание, обработка”, в более поздней форме которого - cultus - появляется новое значение “почитан ...

Роль средневековых городов в становлении нового образа жизни
К концу 12 в. роль религиозных, политических, экономических и культурных центров в Европе перешла от монастырей к городам. В них создавались крупные общины с самостоятельным управлением. Росло число ремесленных цехов и других светских кор ...