Проблемы культурологи как науки

Информация » Проблемы культурологи как научной дисциплины » Проблемы культурологи как науки

Страница 1

Трудности становления культурологии вызваны прежде всего сложностью, многоплановостью понятия культуры. Существует множество типов понимания культурологии. Однако среди этого многообразия можно выделить три основных подхода.

Первый видит в культурологии комплекс наук, изучающих культуру в ее историческом развитии и социальном функционировании, в результате чего создается система знаний о культуре. Второй отводит культурологии место вспомогательного раздела внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и прямопротивоположная позиция, согласно которой она есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре). В этом случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах и значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. Третья точка зрения полагает, что культурология - это самостоятельная научная дисциплина, со своим предметом, методологией и определенным местом в системе гуманитарного знания.

К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: нахождение места культуры в системе бытия, изучение как науки в целом, а так же отдельных процессов и явлений; определение отношения культуры к природе, обществу и человеку; исследование культуры в жизни и развитии человечества, роль самого человека в культурных процессах; проявление сущности культуры в ее существовании, т.е. в многообразии конкретных культур, взаимодействие с другими науками; описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения культуры и цивилизации.

«Место и значимости культурологи как отдельной науки»

Культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов, истории мировой и отечественной культуры; истории культурологии как науки; философии культуры; социологии культуры; культурной антропологии; прикладной культурологии. Каждый из разделов имеет свой объект исследования, отличается спецификой анализа, методами и практическими рекомендациями, используемыми при разрешении конкретных проблем.

История культуры исследует реальный процесс преемственности культурного развития различных эпох, стран и народов. Она дает богатый материал, свидетельствующий о многообразии культурных достижений и ценностей, о вкладе народов в мировую культуру человечества, о трудностях и противоречиях культурно-исторического процесса, о судьбах "великих цивилизаций».

История культуры формирует знания о культурном наследии, о поисках и открытиях, о памятниках материальной и духовной культуры, о ценностях и нормах жизни, идеалах и символах разных народов; исследует происхождение, истоки культурных явлений, процесс их распространения. История культуры - это передаваемая от поколения к поколению память человечества.

Для культурологии история культуры составляет фундамент теоретических концепций.

История культурологии изучает процесс развития теоретических представлений о культуре и ее закономерностях.

Наука о культуре имеет давнюю историю. Ученые и писатели в течение многих веков стремились не только исследовать культуру тех или иных народов, но и понять тенденции ее развития, найти те главные пружины или закономерности, которым подчиняется это богатое и многообразное явление. Уже в Древней Греции, а также на Востоке во многих трактатах можно найти необычайно точные и глубокие суждения о культуре. Как наука культурология формируется в XVII! в., и немецкий философ Иоганн Готфрид Гердер является одним из первых, кто заложил научные основы теории культуры. Впоследствии культурология становится объектом пристального внимания многих ученых, которые стремились познать и объяснить культуру как целостное общественное явление. Изучение этих подходов, поисков, учений и теоретических концепций - дело не менее увлекательное, чем сама история культуры. История культурологии, процесс движения человеческой мысли в ее попытках научного осмысления культуры, еще ждет новых исследований. Она дает необычайный простор творческому мышлению. При этом необходимо отметить, что неоценимый вклад в развитие культурологии внесли историки, философы, этнографы, социологи, писатели, педагоги и многие другие.

Философия культуры исследует диалектику и динамику культурных процессов, роль культурных контактов в изменении самобытных культур, периоды подъема и кризисов, роль духовной элиты как импульса социокультурного развития; взаимодействие культуры и цивилизации, этноса и культуры

Философский взгляд на культуру, свободный от желания обосновать ее трактовкой определяющей роль религии в жизни человечества и не сводящий культуру к какой-то частной форме деятельности человека, которая почему-то кажется данному теоретику определяющей саму сущность бытия человечества — то ли к ценностям, то ли к символам, то ли к игре — видит в культуре производное от многосторонне-целостной деятельности человека, включающей в себя (именно в силу своей целостности) и ценности, в том числе религиозные, и символы, и игру, и многое другое, что человек создает своей исторически сложившейся и непрерывно развивающейся деятельностью. Деятельность эта направлена на все сферы бытия, которые находятся в пределах досягаемости человека и культурация которых, т. е. превращение в культурные предметы и действия отвечает его человеческим потребностям: так объектами аккультурации становятся природа, общество и сам человек, поскольку он является и творцом культуры, и ее творением.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Организационная культура
Прежде всего, организационная культура, или культура предприятий рассматривается как одна из субкультур, в которой находят свое специфическое выражение все основные элементы культуры общества: представления, символы, ценности, идеалы, обр ...

Первые киносъемки под водой
Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин. В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис ...

Виды публичного выступления
Ораторская речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей к действию. Публичная речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продум ...