Первые киносъемки под водой

Информация » Подводные киносъемки » Первые киносъемки под водой

Страница 1

Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин.

В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис Цейтлин опустился на дно Черного моря недалеко от Севастополя, где незадолго до этого были открыты развалины древнего города, затонувшего, по свидетельству ученых-археологов, около 2500 лет назад. Смелый оператор решил заснять на кинопленку эту редчайшую археологическую находку. Результатом его съемок был интересный фильм "Город в море".

Развалины некогда цветущего города, его стены и башни, обросшие водорослями и многочисленными слоями морских ракушек, в освещенной таинственной синеве моря, с проплывающими рыбами, медузами и многочисленными животными самых причудливых форм,- все это не могло, не создавать поистине феерического зрелища. Помимо огромного познавательного интереса для широкой зрительской аудитории, съемки Б. Цейтлина были значительным вкладом в советскую археологическую науку.

В 1938 г. лауреат Сталинской премии А. М. Згуриди и оператор Н. Пискунов сняли выдающийся фильм "В глубинах моря", в котором увлекательно показали жизнь обитателей морского дна. Впервые кинематография была так широко и многообразно использована для интереснейших научных наблюдений и исследований. поведения многочисленных представителей подводного мира, растений и животных, а также их жизни, полной опасностей и упорной непрекращающейся борьбы за существование. Наблюдению и исследованию подверглись представители мира мельчайших морских животных и растений во всем многообразии их форм и особенностей приспособления к окружающей среде.

На экране перед зрителем появляются обитатели верхних слоев, моря: прозрачные медузы, рыбы самых причудливых форм и размеров. Раскрываются необычные для глаз человека ландшафты морского дна. Вырисовываются сложные сплетения подводных водорослей. Развертываются яркие эпизоды из жизни морских животных.

Наглядно и убедительно, на многочисленных примерах проверяются и находят свое подтверждение слова Ч. Дарвина о том, что "виды образуются и истребляются благодаря медленному действию и теперь еще существующих причин, а не в силу чудесных творческих актов".

Фильм "В глубинах моря" имел огромный успех, обязавший работников советской научной .кинематографии с еще большим энтузиазмом взяться за дальнейшее развитие подводных. съемок. Один за другим на экранах появляются научные фильмы:

"В мире пресноводных", "Люди морского дна", "Маленький хищник пресных вод" и др.; совершенствуются методы и техника подводных съемок; создаются специальные приспособления и конструкции, позволяющие производить съемки на различных глубинах моря.

В 1946 г. лауреат Сталинской премии кинооператор Л. Н. Медведев с группой киноработников произвел под руководством академика К. М. Быкова интереснейшие подводные киносъемки, связанные с изучением физиологии и патологии водолазного труда.

Перед оператором была поставлена трудная задача - провести киносъемку непосредственно в море, зафиксировать на пленку естественную натуру морского дна на большой глубине, добиться съемки не только крупных, но и общих планов и, наконец, по возможности упростить и удешевить обычно дорогостоящий и трудоемкий процесс подводной съемки".

Л. Медведев начал с подбора для своего аппарата специальной, жестко рисующей оптики и соответствующих сортов кинопленки, отказавшись от применения каких-либо светофильтров полагая, что они будут только мешать передаче естественного характера воды, воспринимаемого глазом человека.

Большая подготовительная работа показала смелому экспериментатору, что киносъемка в аквариумах закрытого типа с применением искусственного света возможна лишь в пределах среднего плана, поскольку реальность передачи солнечного освещения, имеющего свои особенности и свои законы преломления лучей, зависящие от уровня воды, влияет на освещение снимаемого под водой объекта.

Медведев обратил также внимание и на то, что киносъемке в бассейнах открытого типа с морской водой (например, бассейна, сооруженного на киностудии в Ялте) также имеет свои недостатки: морская вода, отделенная от ее естественного водоема - моря - лишается естественной коагуляции (очищения), очень скоро начинает мутнеть и становится практически непригодной для киносъемок. Применение искусственной коагуляции дает результат не дольше, чем на 6-8 часов, в то время как процесс заполнения бассейна водой (спуск воды и промывка бассейна) требует 4-5 дней. Все это заставило Л. Медведева производить киносъемку в естественном морском водоеме.

Страницы: 1 2 3

Другие статьи:

Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения искусства нет. В марксистском учении происхождение искусства объясняется трудовой деятельностью. Г. В. Плеханов писал по этому поводу, что искусство – дитя труда, а не игры. Согласно иным взг ...

Средневековая светская драма
В XIV веке театральные по­становки связывались с праздником Тела Христова и развивались в циклы, включавшие до 40 пьес. Некоторые ученые считают, что эти циклы развивались самостоятельно, хотя и одновременно с литурги­ческой драмой. Они п ...

Шетландское кружево и шетландский жаккард
Шетландские острова ( Shetland Islands) — архипелаг на северо-востоке от Шотландии. Архипелаг лежит также к северо-востоку от Оркнейских островов, в 270 км к юго-востоку от Фарерских островов и является точкой разделения Норвежского и Сев ...