Основы культурологии

Информация » Основы культурологии

«Художник» в науке о культуре применяется в более широком смысле значения и подразумевает любую творческую личность независимо от её рода деятельности.

Круг проблем связанных с художником:

1. проблема несовпадения характера как творца в искусстве и художника как личности в обыденной жизни. (М. Зощенко и С. Есенин): произведения весёлые, склонен к алкоголю, сам грустный, депрессивный.

2. проблема таланта:

· является ли талант наградой и счастьем или наказанием и мучением?

· является ли талант врождённой чертой или приобретённым качеством, можно ли его формировать?

Предполагается, что талант даётся от природы, но тем не менее наблюдаются отдельные факты, когда дарование возникало у ничем не примечательных людей путём направленной интеллектуального труда. (Зинаида Райх)

3. проблема «гений и злодейство» (В. Э. Меёерхольд)

Точка зрения Пушкина: Гений и злодейство – 2 вещи несовместимые.

Сегодняшняя точка зрения: гениальный человек содержит в себе и величественное добро и величественное зло, он умеет находить между этими крайностями равновесие доказывает его гениальность.

4. проблема «гений и безумие»

А. П. Чехов и Пастернак имели некие странности. Лермонтов на Кавказе, он всегда там, где опасность. Достоевский – стремление к игре. Толстой велел жене переписать «Войну и МИр» 12 раз, был жестоким.

Точка зрения Чезаре Лолебросо: «Талант – это разновидность душевной болезни, всякий гениальный человек безумен».

Современная точка зрения: Причудливое поведение гениальных творцов – это не показатель их сумасшествия, а доказательство их оригинальности, уникальности. (М. Цветаева, 2года-размышляет о смерти, в 16 лет молится на Наполеона)

5. проблема искренности и фальши.

Каждый художник по роду своей деятельности обязан притворяться. Он живёт в мире иллюзий, однако его притворство не имеет ничего общего с лицемерием, оно является показателем не фальши или лжи, а мастерства, умения жить в творческой реальности. (Г. Вишневская - потушила горящий парик, Г. Волчек – во время отчаяния думает о фильме)

Некоторые художники бывают настолько поглощены иллюзией и притворством, что превращают всю свою жизнь в игру после чего им бывает трудно вернуться к себе «настоящему», отделить «творческую маску от лица» (С. Дали: биография для публики сильно отличается от его собственной биографии)

6. проблема творческого кризиса. Для каждого художника нет ничего страшнее, чем потеря таланта. Невозможно творить, утрата вдохновения для него всё равно что смерть, т.к. вся его жизнь является творчеством.

Классификация художников.

1. По Карлу Густаву Юнгу:

· Психологический тип художника – знает жизненную реальность, умеет точно отражать её в своих произведениях, знаток психологии людей.

· Визионерский тип – богатая фантазия, творит интуицией, отражает в произведениях придуманное.

2. По Фридриху Ницше

· Апполонический тип - художник гармоничный, уравновешенный, поддерживающий традиции, стремящийся отражать мир.

· Дионистический – лишён гармонии, неуправляемый, склонен к новаторству, отражает своё Я.

Другие статьи:

Профессиональная компетентность библиотекаря
В условиях коренных преобразований, связанных с усилением в общественном развитии роли информации, знаний и образования как условия обеспечения устойчивого развития и стабильности новой цивилизации, происходит осознание мировым сообщество ...

Искусство оригами как возможность развития математических способностей детей
Одной из первых стран, использовавших возможности оригами в образовании, была, естественно, Япония. В конце периода Мейджи (1868–1912) и начале периода Тайшё оригами использовали как способ обучения в детских садах и в начальной школе, в ...

Большеглушицкий историко-краеведческий музей
Большеглушицкий историко-краеведческий музей задуман 2 апреля 1981 года, его создание - дело чести жителей всего района. С 1985 года Совет музея возглавил член Союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры России, автор четырех кн ...