Культурная идентификация

Информация » Основы культурологии » Культурная идентификация

Страница 1

5 духовных потребностей выдел …психолог:

1. потребность в общении

2. потребность в познании

3. потребность найти свои нац. Корни

4. потребность найти образец для подражания.

5. потребность в творчестве.

Структура культурной идентификации:

1. итноидентичность – определение собственной нации.

2. религиозная идентичность

3. собственно – культурная идентичность (по крови – русская, по вере – буддизм, культура - шведка)

4. личностная идентичность – выбор кумира.

Реализуется по 3 направлениям:

1. выбор кумира (подражание)

2. выбор идеала (понимание образца для подражания и приукрашивание его качеств)

3. выбор эталона (- и +качества чел видит в эталоне)

восприятие времени у народов связано с 2 временными моделями:

1. монохронная – прямая линия=время, каждая точка на ней должна быть занята конкретным делом. В таких культурах ненавидят опоздание (джентльмены ждут 10 мин): англичане, немцы, голландцы, испанцы, шведы, норвежцы, США.

2. полихронная – спираль, любая точка которой может быть занята чем угодно. Опоздание на 50 мин. Бразилия, аргентина, или на 1,5 часа – народы африки

Отличия художественной информации (ХИ) от научной:

1. ХИ неисчерпаема

2. ХИ имеет глубокую личностную окраску

3. ХИ не обязана быть достоверной

ХИ связана с соотношением правды и истинны: правда – документ, точный факт; истина – высшие духовные ценности, вечны и могут быть не связаны с конкретными фактами.

В науке есть правда, в искусстве её может и не быть, но истинна есть всегда.

4. ХИ даёт факты и предоставляет нам моральные ценности, впечатления, эмоции и удовольствие.

5. ХИ более устойчива к серьёзным повреждениям и менее – к небольшим.

ХИ тесно связана с конкретной эпохой и бывает, что спустя 50 лет она воспринимается не точно, даже ошибочно из-за того, что многие слова поменяли своё значение.

Теории ХИ:

1. Карл Густав Юнг. (юнганшество)

Теория базируется на понятии архетип - образец личности или ситуации, которые всегда были и всегда будут. Архетипы проходят неизменно через все произведения мирового искусства, поэтому ХИ, по мнению Юнга, очень стабильна. В ней меняются только отдельные штрихи, а в целом она повествует о вечных категориях (всего в мире насчитывают не более 30 сюжетов).

Архетипы: герой, злодей, мудрец, авантюрист, верная жена, роковая женщина, двойник, младший брат, мать, образ смерти.

Архетипы ситуаций: подвиг, предательство, запрет, нарушение запрета, встреча, расставание, соперничество, война, измен, путешествие.

2. Роман Ингарден (феноменология)

Теория показывает нам безграничную широту понимания художественного произведения. По мнению ингарда, ни одно восприятие не имеет право считаться неверным.

Восприятие зависит от множества факторов:

- эпохи

- нации

- менталитета

- образования

- воспитания

- темперамента

- характера

- возраста

- моды и настроения

В феноменологии многое базируется на понятии «интенция» (-намерение, замысел). Произведения, на которые устр интенция считается «живым». То произведение, которое не воспринемается, по мнению учёных, как бы даже не существует, а только является мёртвой, шаблонной заготовкой.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Распространённость чтения
Печать играет важную роль в жизни советского общества. Помимо миллиардов томов, хранящихся в фондах общественных и личных библиотек, в СССР выпускаются ежегодно десятки тысяч новых изданий. Та, в 1985 г. было опубликовано 83976 книг общим ...

Постмодернизм как философско-мировоззренческое направление
Сам по себе постмодернизм — явление неопределенное, размытое, с неясными мировоззренческими установками, с плохо просматриваемыми сюжетными линиями и другими подобными характеристиками. Его нередко отождествляют с авангардизмом, даже неоа ...

Особенности религиозного мировоззрения
Миф представляет собой самый первый донаучный пралогичный способ осознания и освоения мира и человека в нем. Мифологическое сознание основано на понимании единства человека и природы. Важнейшей чертой мифологического сознания является его ...