Памятные места Иерусалима

Информация » Памятные места Иерусалима

Иерусалим - не самый древний город на Земном шаре. И стоял он в стороне от главных торговых путей, и воды в нем всегда было мало, так что приходилось заботиться о водоснабжении, и холм, на котором он вырос, был не самым благоприятным местом для защиты, и земель, пригодных к обработке, было немного. А полезных ископаемых и вовсе не было. И при всем при этом ни один город на земле не может сравниться с Иерусалимом.

Во все времена поэты и пророки наделяли Иерусалим эпитетами, выражающими любовь, надежду и глубочайшее почтение: "святой город", "город Бога", "город справедливости", "гора мира", "вершина красоты", "прекрасный город".

Иерусалим считается центром, на котором зиждется весь мир. Несмотря на многочисленные работы про прошлое и настоящее Иерусалима, как российских, так и зарубежных исследователей тема этой работы остается актуальной.

Остановимся немного на истории этого древнего и прекрасного города.

Борьба за Иерусалим между представителями трех ведущих мировых религий - христианства, мусульманства и иудаизма началась 30 веков тому назад и продолжается по сей день. Три тысячи лет тому назад двенадцать колен Израилевых вышли из Египта и после сорокалетних скитаний по пустыне отвоевали у ханаанеев обещанную им землю. Но Иерусалим они не сумели взять. Город к тому времени существовал более 1000 лет. Он был расположен у источника Тихон. Город населяли иевусеи. Он был сильно укреплен. Когда еврейский царь Давид решил его завоевать, иевусеи насмехались над ним. Но бастион иевусеев превратился в город Давида. Давид велел перенести в город Ковчег Завета, в котором хранились каменные Скрижали с Десятью Заповедями, полученными Моисеем от Бога на горе Синай. Это было в 995 г. до н.э. когда Ковчег был внесен в Иерусалим, город стал местом Божественного присутствия.

Мысль соорудить на горе Мориа над краеугольным камнем Храм для Ковчега пришла к Давиду сразу после торжественного внесения Ковчега в Иерусалим, и он начал подготовку к строительству. Но построил Храм его сын Соломон. В Израиле не было ни искусных ремесленников, ни умелых строителей, и Соломон выписывал мастеров из Финикии.

После освящения Храм стал главной святыней для народа Израилева, гора Мория - Божьей горой, а Иерусалим - не только политическим, но и религиозным и духовным центром евреев. Рядом с Храмом Соломон соорудил царский дворец, обширный и роскошный. Соломон царствовал 40 лет. После его смерти в 928 г. до н.э. царство раскололось на два: Израильское - на севере и Иудейское - на юге. Иерусалим стал столицей Иудейского царства.

Более 300 лет этими царствами правили разные цари. Одни отходили от иудаизма, возводили капища, поклонялись деревьям и камням, доходили до того, что вносили в Храм статуи разных богов. Другие, наоборот, пытались укрепить веру в единого Бога, объединить народ и занимались строительством. И при тех, и при других неприятель часто занимал Иерусалим, и те, и другие всякий раз откупались сокровищами из Храма и царского дворца.

Когда в 539 г. до н.э. Вавилонскую империю завоевали персы, персидский царь Кир Великий разрешил евреям вернуться на свою землю, приказал отдать храмовую утварь, а наместнику Иудеи - выдать средства для восстановления Храма. Однако не все евреи вернулись, потому что в Вавилоне они жили свободно и некоторые разбогатели.

В 332 г. до н.э. Александр Македонский занимает Иудею. Иерусалим сдается ему без боя.

Когда до Иерусалимского первосвященника Шим'она ха-Цадика (Симона Праведника) дошли слухи, что греки хотят разрушить Храм, он облачился в первосвященническое одеяние и пошел к Александру. Едва взглянув на Шим'она, Александр Македонский сошел с колесницы и поклонился ему. Тогда приближенные Александра воскликнули: "Тебе ли, великому царю, кланяться иудею этому?!" "Лицо этого человека, - отвечал полководец, - живое подобие лика ангела победы, в битвах предшествующих мне".

Евреям было даровано политическое и религиозное самоуправление.

В 63 г. до н.э., когда римский полководец Помпей подошел к стенам Иерусалима, город раскрыл перед ним ворота. Иудея превратилась в римскую провинцию, разделенную на 5 округов, а Иерусалим - в столицу одного из них. В 41 г. до н.э. Царем этого вассального царства римский сенат назначил Ирода Великого, сына обращенного в иудаизм идумея. Но евреи не хотели признать Ирода царем, и он взял Иерусалим штурмом.

После смерти Ирода римская провинция Иудея управлялась римскими прокураторами. Но для евреев Иерусалим оставался центром. В праздники город заполнялся евреями не только со всех концов страны, но и из других стран. В такие дни римский прокуратор Иудеи прибывал в Иерусалим. В 66 г. во время праздника Песах очередной римский прокуратор Флор вырядился в одежды еврейского первосвященника и потребовал от евреев 17 талантов золота (приблизительно 500 кг). Это послужило началом Великого восстания, или Иудейской войны. В том же году отряд повстанцев напал на римские легионы возле Иерусалима и обратил их в бегство.

Примечательно, что Александру Македонскому понадобилось 32 тысячи солдат, чтобы основать свою империю. Римлянам же понадобилось 80 тысяч, чтобы сломить защитников Иерусалима. Весьма примечательно, что римлянам для покорения маленького строптивого государства евреев понадобилось приложить гораздо больше усилий, чем для покорения Британии. И они решили отомстить евреям, вытравив их из истории. Поэтому название покоренной страны - Палестина - они взяли от названия ранее жившего там народа - плиштим, к тому времени давно уже не существовавшего. Сведения об этом народе и его название римляне взяли из Торы. Этот термин затем вошел и в историю, и в языки.

Еще в начале 1 в. н.э. в Палестине зарождается новая религия - христианство.

Так как римляне, правители Палестины, были язычниками, первые христиане подвергались жестоким гонениям почти 300 лет. Только в начале 4 века, когда Римская империя разделилась и восточная стала самостоятельной Византийской империей со столицей Константинополь, официальной религией в обеих империях стало христианство. Когда в 324 г., Палестина попала под власть Византийской империи, в Иерусалиме начало преобладать христианское население, и он приобрел христианский облик.

Иерусалим превратился в крупнейший центр христианства. В нем было более 300 христианских религиозных заведений. Началось паломничество христиан. Были паломники, которые оставались в городе, образуя различные общины (греческую, сирийскую, латинскую, армянскую, грузинскую и другие). Когда в христианстве зарождается монашество, Иерусалим становится одним из его важнейших центров. Привлеченные святостью Иерусалима, монахи поселяются в нем и в его окрестностях.

В начале VII в. в Аравии зарождается ислам - новая религия, возвещенная пророком Мухаммедом. Она начинает распространятся с арабскими завоеваниями Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Азии. На пути этих завоеваний лежал и Иерусалим.

В 638 г. после двухлетней осады иерусалимский патриарх сдал город мусульманам на почетных условиях.

С 750 г., Когда Палестина попадает под власть новой династии Аббасидов со столицей в Багдаде, Иерусалим приходит в упадок. К 800 г. Харун ар-Рашид отдал христианские святыни Иерусалима на попечение императора Священной Римской империи Карла Великого, который щедро одарял школы, монастыри, библиотеки и госпитали. Христиане жили в районе церкви Гроба Господня, и вся северная часть города была застроена церквами и монастырями. В это время в Иерусалиме было более 20 тысяч жителей разных вероисповеданий. Религиозная вражда между ними не раз приводила к открытым столкновениям.

В 1071 г. Иерусалим захватили турки-сельджуки (тюркские кочевые племена) и присоединили его к великой империи султана Ирака и Персии. Сельджуки ужесточили контроль над святыми местами и обложили население тяжелыми налогами. Христианскую Европу это возмутило и послужило причиной крестовых походов.

В 1099 г. после 40-дневной осады Иерусалим был взят крестоносцами, которые безжалостно вырезали почти всех евреев, мусульман и караимов. Еврейской общине Иерусалима пришел конец. Так прерывается 400-летнее правление мусульман.

Крестоносцы создали свое королевство со столицей в Иерусалиме и назвали его Иерусалимское Латинское королевство или Королевство Давида.

В XII же веке возникает целый ряд христианских традиций, связанных с Иерусалимом и его окрестностями. Эти традиции основывались на удивительной смеси исторической памяти, христианских легенд и библейских сюжетов. Так возникает обычай паломников следовать по Крестному пути (Виа Долороза). Число христианских паломников росло с каждым годом. В южной части города появилось кладбище, где хоронили паломников.

Крестоносцам не удалось продержатся в Иерусалиме и 100 лет. В 1187 г. его захватили мусульманские войска Саладина. В дальнейшем Иерусалим еще несколько раз переходил из рук в руки.

К концу XVIII в. в Иерусалиме проживали мусульмане, евреи и христиане. Мусульманское население Иерусалима оставалось почти целиком арабским. Иерусалим остается малозначительным городом как с точки зрения экономической, так и стратегической. И даже когда в 1799 г. Наполеон входит в Палестину, он не предпринимает ни одной попытки войти в Иерусалим.

В самом начале XIX в. Иерусалим был небольшим городом, окруженный стеной и разделенный на 4 квартала, которые назывались (и сейчас называются): Еврейский, Христианский, Мусульманский и Армянский. С 30-х гг. XIX в. в Эрец-Исраэль начались политические и экономические перевороты, которые привели к большим переменам.

В 1837 г. тяжелое землетрясение разрушило города Цфат и Тверию, и большая часть еврейского населения этих городов бежала в Иерусалим. В том же году европейские страны помогли туркам отобрать власть у египетского правителя Мухаммада-Али, но за это потребовали от них отменить дискриминационные меры по отношению к немусульманам. Поэтому христианам было разрешено строить церкви, евреям - синагоги, свидетельствовать в судах, но покупать землю можно было только турецким подданным.

Так начался тот период турецкой власти, который получил название реформ. Европейцам был открыт доступ в Палестину, их влияние проникает в страну. В Иерусалиме открывается 10 консульств, и среди них британское, французское, русское, прусское и американское.

В 1857 г. знаменитый филантроп сэр Моше Монтефиоре на свои средства и на пожертвования богатого еврея из Америки Йосефа Туро построил несколько домов и фабрику вне стен города. Район назвали Керем-Моше и Иехудит. Но евреи не приняли его начинание: они привыкли жить под защитой крепостных стен. Тогда иерусалимским нищим стали платить за то, чтобы они жили в этих домах. Но нищие жили там только днем, а ночью прокрадывались в город. Так продолжалось несколько лет. Иерусалимцы дали этому району второе название - Мишкот-Шаананим (пристанище бездомных).

В 1868г. в Иерусалиме разразилась эпидемия, которая унесла сотни жертв, а из обитателей Мишкот-Шаананима никто не пострадал, так как в этом районе были чистые водоемы. Люди восприняли это как чудо и знак того, что за пределами города можно уберечься от болезней. Вскоре был построен еще один район - Махане-Исраэль (лагерь Израиля) и квартал Нахалат-Шэва (надел семерых). Постепенно евреи перебираются в Новый город, как стали называть районы вне стен Иерусалима.

В конце 70-х гг. XIX в. Новый и Старый город слились в единый Иерусалим. Большинство евреев перебралось в Новый город, в старом осталось всего 2000, в основном старики, женщины и дети.

К концу XIX в. Иерусалим приобретает вид европейского города. Когда началась Первая мировая война, турки вошли в союз с Германией. Связь с Европой прервалась. Начался голод. Прекратилась алия (переселение евреев в Эрец-Исраэль). Население Иерусалима сократилось. Турки потерпели поражение, и Палестина стала по решению Лиги Наций подмандатной территорией Британии.

В ноябре 1917 г. английские войска под предводительством генерала Алленби вступили в Иерусалим. Город стал центром английской администрации. За 30 лет правления англичан площадь Иерусалима увеличилась в 3 раза, а население - почти в 8 раз. Еще в начале своего правления англичане издали знаменитую Декларацию Бальфура, в которой обещали евреям помощь в создании национального очага в Палестине. Арабы усмотрели в этом покушение на свои права, что привело к столкновениям.

29-го ноября 1947 г. в ООН было принято решение о разделе Палестины на два государства: еврейское и арабское. Иерусалим должен был находиться под международным контролем, а большая часть Иудейских гор - отойти к арабам.

На следующий день после принятия решения арабская толпа напала на еврейский торговый центр и принялась грабить и жечь магазины, при полном невмешательстве англичан. Через несколько дней арабские снайперы начали обстреливать городской транспорт и еврейские кварталы Нового города.14-го мая 1948 г., когда закончился срок английского мандата, Иерусалим превратился в поле боя. Почти никто не обратил внимания на спуск английского флага и на то, как потянулась колонна британских войск и чиновников по улице Пророков, покидая Иерусалим. Евреи и арабы остались один на один. 19 лет Иерусалим был разделен между евреями и арабами.

К 1967 г. военная угроза Израилю со стороны арабских стран стала настолько ощутимой, что пришлось нанести превентивный удар. Началась война, которая вошла в историю под названием Шестидневной. Через 3 дня после ожесточенных боев Иерусалим был освобожден.

Для всего еврейского народа это был великий день. Через 20 дней после победы декретом израильского правительства юрисдикция Государства Израиль была распространена на весь Иерусалим. Тогда же израильский премьер-министр пригласил к себе глав всех религиозных общин и заверил их, что израильское правительство гарантирует им сохранение всех прав. Разделявшие Иерусалим заграждения были уничтожены, и жители Иерусалима после 19-ти летнего перерыва смогли свободно передвигаться по городу. Правительственные учреждения стали размещаться как в западной, так и в восточной части города.

Цель данной работы - описать достопримечательности Иерусалима. Работа состоит из введения, двух глав (первая глава состоит из тринадцати параграфов, вторая - из семи), заключения и приложения с иллюстрациями Иерусалима. На основании цели ставятся задачи - подробно описать памятные места Старого и Нового Города.

Другие статьи:

Религиозная драма или чудесные пьесы
В течение последую­щих двухсот лет литургическая драма медленно развивалась, вби­рая в себя различные библейские истории, разыгрывавшиеся свя­щенниками или мальчиками из хора. Поначалу в качестве костюмов и декораций использовались церков ...

Протестантская этика и её роль в формировании европейской культуры
Протестантская этика - это неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от декалога и евангельских зап ...

Пейзажи. Ян ван Гойен
Ни в одной другой художественной школе XVII века пейзаж не получил такого самостоятельного значения, как в Голландии. Его своеобразие и новаторство заключается прежде всего в том, что это был пейзаж национальный, – в природе своей страны ...