Принципы и функции социально-культурной деятельности

Информация » Принципы и функции социально-культурной деятельности

Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.

Содержание принципов и функций социально-культурной деятельности, их проблемно-целевой ориентации требует широкого представления о самой культуры в целом, ее границах и функциях, существенно увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области проектирования и инновационных технологий в сфере культуры. И конечно, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие культуры в широком смысле слова, что способствует различию между технологией проектирования и традиционного планирования культурно-досуговых мероприятий. В связи с этим четка, определяется актуальность данной работы.

Социальная значимость и проблемно-целевой принцип теории проектирования социально-культурной деятельности обусловлена: пониманием культуры в широком социальном контексте, то есть:

1. как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности;

2. расширяет границы культуры как объекта культурной политики;

3. делает необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к такой системе регулирования и управления, который осуществляется путем обеспечения соответствующих условий.

Следовательно, из этого понятия определяется цель данного исследования – выявить принципы и функции социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, на примерах государственных и коммерческих учреждений культуры.

К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к культуре, взгляд на нее как на сумму учреждений и организаций, действующих на данной территории. Это существенно ограничивает возможности внедрения технологии социо-культурного проектирования и использования ее потенциалов в оптимизации культурной жизни.

Исходя из выявленного определения и поставленной цели, можно выявить задачи данной курсовой работы:

· проанализировать литературу и практическую деятельность учреждений культуры.

· на основе теоретического анализа проблемы обосновать и проанализировать современную социо-культурную ситуацию.

· выявить и охарактеризовать теоретические понятия принципов и функций социально-культурной деятельности на примере практического опыта.

Для того, чтобы лучше понять, что такое общее в системе принципов и функций социально-культурной деятельности всех учреждений культуры или отдельных – муниципальных и коммерческих, необходимо определиться с объектом исследования, а это понятия "современная социокультурная ситуация", "функции" "досуговые формы и методы работы". Предметом исследования являются - элементы системы этих понятий, то есть явления, идеи, методы работы учреждений.

Методы исследования - система в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которая формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их оперативного решения. К основным понятиям системы относят: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство со средой. На фоне единства образуются отношения системы с её окружением. Таким образом, общим в системе досуга региона следует считать цели, задачи, функции и другие качественные показатели, определяющие назначение учреждений культуры.

Степень иследовательности проблемы: использование и переработка документов – планирования и отчетности учреждений, анализ групповой практической работы творческих работников и коллективов, переработка методических пособий Новаторова В.Е. по педагогической деятельности в творческом коллективе (Глава 1, С. 5 – 10; Глава 2. С. 14 - 18), Новотного Н. и Фишер Р. Экономика культуры. (Глава 2, С 13 - 16 ), Соколовского Ю.Е. о работе с творческим коллективом в целом (Глава 1, С. 4-6).

Курсовая работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается современная социокультурная ситуация и ее составляющие: поля и сферы деятельности, социальная – культурная деятельность учреждении как системы, которая содержит в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности; глава 2 содержит практический опыт и анализ социо-культурной деятельности учреждении культуры, выявленные функции и принципы.

Заключительную часть курсовой работы составляет общий вывод, содержащий общее понятие решения проблем учреждений культуры всей страны, не зависимо от экономического и юридического статуса. Далее прилагается список используемой литературы, по которой проходило изучение и сравнительный анализ технологий, форм и методов работы в досуговых учреждениях.

Базой исследования стали Муниципальное учреждение "Дом культуры "Россия" и филиала "ГЖД" Дирекции социо-культурной сферы предприятия ОАО "РЖД" Дворец культуры Железнодорожников.

Другие статьи:

Культура Древнего Рима: литература, архитектура, искусство
Римская культура стала продолжательницей греческой. Время формирования связывают с именем Ромула и Рема. Ромул – первый царь. Основание Рима – 753 г. до н. э. Римская культура просуществовала с 7 века до н. э. и по 5 век н. э. Мифология: ...

Основные виды парков отдыха
Парки могут быть компактными, состоящими из одного комплекса и его ландшафтного окружения, и дисперсными, в которых территория парка охватывает несколько близко расположенных сооружений. Разновидности парков: ландшафтные парки - типичные ...

Художественная культура романтизма XIX
Романтизм – идейное художественное направление Европейской и Американской духовной культуры конца 18 первой половины 19 века, Для романтизма характерен разрыв с повседневной реальностью, уход в мир грез и фантазий, идеализация прошлого, и ...