Принципы и функции социально-культурной деятельности
Современная жизнь на передний план выдвигает вопросы развития человека в быстро меняющимся обществе. В связи с этим особое звучание приобретает проблема взаимодействия человека и общества. В этом взаимодействии значимым оказывается не только то, как общество влияет на человека, какие оно обеспечивает условия для его развития, что происходит с ним в результате этого, но и то, как сам развивающийся человек воздействует на общественную жизнь, преобразует ее, создавая тем самым наиболее благоприятную ситуацию для собственного духовного развития. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и нравственной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к такому, взаимно обогащающему, взаимодействию с обществом, коллективом, ближайшим окружением, конкретными людьми, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как специалиста социально-культурной деятельности и общества значимой.
Содержание принципов и функций социально-культурной деятельности, их проблемно-целевой ориентации требует широкого представления о самой культуры в целом, ее границах и функциях, существенно увеличивает радиус действия культурной политики и объектной области проектирования и инновационных технологий в сфере культуры. И конечно, смещает акцент с досуговой проблематики на развитие культуры в широком смысле слова, что способствует различию между технологией проектирования и традиционного планирования культурно-досуговых мероприятий. В связи с этим четка, определяется актуальность данной работы.
Социальная значимость и проблемно-целевой принцип теории проектирования социально-культурной деятельности обусловлена: пониманием культуры в широком социальном контексте, то есть:
1. как той системы, которая охватывает все сферы человеческой жизнедеятельности;
2. расширяет границы культуры как объекта культурной политики;
3. делает необходимостью отказа от жестко-нормативной системы управления и перехода к такой системе регулирования и управления, который осуществляется путем обеспечения соответствующих условий.
Следовательно, из этого понятия определяется цель данного исследования – выявить принципы и функции социально-культурной деятельности, как отдельные методы сферы культуры, на примерах государственных и коммерческих учреждений культуры.
К сожалению, сегодня продолжает доминировать узкоотраслевой подход к культуре, взгляд на нее как на сумму учреждений и организаций, действующих на данной территории. Это существенно ограничивает возможности внедрения технологии социо-культурного проектирования и использования ее потенциалов в оптимизации культурной жизни.
Исходя из выявленного определения и поставленной цели, можно выявить задачи данной курсовой работы:
· проанализировать литературу и практическую деятельность учреждений культуры.
· на основе теоретического анализа проблемы обосновать и проанализировать современную социо-культурную ситуацию.
· выявить и охарактеризовать теоретические понятия принципов и функций социально-культурной деятельности на примере практического опыта.
Для того, чтобы лучше понять, что такое общее в системе принципов и функций социально-культурной деятельности всех учреждений культуры или отдельных – муниципальных и коммерческих, необходимо определиться с объектом исследования, а это понятия "современная социокультурная ситуация", "функции" "досуговые формы и методы работы". Предметом исследования являются - элементы системы этих понятий, то есть явления, идеи, методы работы учреждений.
Методы исследования - система в выделении составляющих взаимосвязей и отношений, которая формирует структуру всей деятельности, выделяет проблемы и разрабатывает план их оперативного решения. К основным понятиям системы относят: целостность, связь, организация, развитие, стабильность и т.д. Система их образует единство со средой. На фоне единства образуются отношения системы с её окружением. Таким образом, общим в системе досуга региона следует считать цели, задачи, функции и другие качественные показатели, определяющие назначение учреждений культуры.
Степень иследовательности проблемы: использование и переработка документов – планирования и отчетности учреждений, анализ групповой практической работы творческих работников и коллективов, переработка методических пособий Новаторова В.Е. по педагогической деятельности в творческом коллективе (Глава 1, С. 5 – 10; Глава 2. С. 14 - 18), Новотного Н. и Фишер Р. Экономика культуры. (Глава 2, С 13 - 16 ), Соколовского Ю.Е. о работе с творческим коллективом в целом (Глава 1, С. 4-6).
Курсовая работа состоит из: введения, главы 1, в которой рассматривается современная социокультурная ситуация и ее составляющие: поля и сферы деятельности, социальная – культурная деятельность учреждении как системы, которая содержит в себе структуру, общие понятия, методику ведения деятельности; глава 2 содержит практический опыт и анализ социо-культурной деятельности учреждении культуры, выявленные функции и принципы.
Заключительную часть курсовой работы составляет общий вывод, содержащий общее понятие решения проблем учреждений культуры всей страны, не зависимо от экономического и юридического статуса. Далее прилагается список используемой литературы, по которой проходило изучение и сравнительный анализ технологий, форм и методов работы в досуговых учреждениях.
Базой исследования стали Муниципальное учреждение "Дом культуры "Россия" и филиала "ГЖД" Дирекции социо-культурной сферы предприятия ОАО "РЖД" Дворец культуры Железнодорожников.
- Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
- Социально-культурной деятельность учреждений культуры, как теория методов и предметов изучения
- Анализ деятельности государственных и частных учреждениях культуры
- Функции социально-культурной деятельности
- Принципы социально-культурной деятельности и их характеристика
Другие статьи:
Парк независимости
Ганн Ацмаут является одним из крупнейших в Иерусалиме. Он находится между улицами Кинг Джордж, Гилель и Арон.
В парке находится бассейн Мамилла - часть системы водоснабжения города еще со времен Второго храма. Бассейн Мамилла соединен во ...
Типология
организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских
предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в п ...
Православный храм как святыня
Храм - место христианского богослужения; этой главной цели подчинено все содержание храма. История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Храмовая архитектура всегда сочетается с ее символической стороной, она олицетворя ...
Разделы