Образ человека в культуре Древнего Рима

Информация » Образ человека в древнегреческой и римской культуре » Образ человека в культуре Древнего Рима

Страница 1

В VI в. до н.э., когда Греция стала ведущей силой в восточном и западном Средиземноморье, выдвинулась активная новая сила на Апеннинском полуострове - молодое римское государство, сформировавшееся в процессе борьбы. Существует мнение о том, что римская культура вторична по отношению к греческой, что римляне не создали ничего значительного, поскольку они следовали греческим образцам в разных сферах культурной практики. Такова точка зрения О. Шпенглера, А. Тойнби и др.

Действительно, греки оказали сильное влияние на Рим в разных сферах культуры. Но, во-первых, римляне отбирали то, что соответствовало их ценностям, воплощенным в том числе и в "римском мифе", ставящем Рим, римские культурные традиции выше других народов. Во-вторых, они перерабатывали инокультурные элементы по-своему, в соответствии с римскими традициями, внося немало специфического. В-третьих, культура Древнего Рима - это явление сложное и многообразное, отличающееся пестротой форм, направлений, что имеет историко-культурные корни. На территории современной Италии жили разные народы индоевропейского происхождения: латины, оски, умбры, сабины, а также этруски (с неясной языковой принадлежностью). Все они также, особенно этруски, внесли свою лепту в формирование культуры Рима.

Особенности и ценности древнеримской культуры достаточно явственно проявляются в художественной культуре. Она охватывает литературу, архитектуру, изобразительные искусства, музыку и другие области творческой деятельности, где ярко проявляется взаимовлияние римской, греческой, эллинистической культур, но, усвоение инонациональных традиций происходит не механически, а в соответствии с римскими традициями [2]. Заимствуя многое у греков и варваров, Рим и в этой сфере культуры создает ценности, в которых высвечивалось сотворенное до его владычества и, в пределах римского государства, и римлянами и неримлянами.

Скульптура Рима складывалась также вод воздействием традиций разных народов, особенно греков, этрусков, по-своему переплавляя их. (Например, обычай этрусков сохранять слепки лиц умерших предков мог повлиять на развитие скульптурных портретов). Ввозились из покоренных стран ценности, статуи, прежде всего из Греции. Но римские ваятели внесли свой, своеобразный вклад в скульптуру. В Риме наибольшее распространение получили скульптура и скульптурный рельеф, в основном исторический. В римской пластике нет установки на воплощение идеала человека, прекрасного и нравственно совершенного, как в Греции. Главная отличительная черта римской скульптуры - ее портретность, отличающаяся яркой реалистичностью (например, портрет неизвестного римлянина, скульптурные портреты императоров Нерона, Августа и др.). Ваятель стремился передать облик человека так, как он есть. Скульптурные изображения подчас не просто правдивы, но разоблачительны. Это исторические документы эпохи. Они как бы воспроизводят всю историю Рима с его захватнической политикой, произволом, праздностью и расточительностью римской знати. По словам Ювенала, "Свирепей войн налегла на нас роскошь".

Римляне превзошли греков в ряде цивилизационно-технических достижений. Так, в строительстве-архитектуре применение обожженного кирпича и так называемого римского бетона дало им возможность строить сложные сооружения, возводить своды и купола больших объектов. Техника обработки мрамора, облицовки мрамором достигла в Риме очень высокого уровня. Все это позволило римлянам создавать грандиозные инженерные и архитектурные сооружения (акведуки, цирки, дворцы, особняки, бани-термы). И эти сооружения, помимо всего прочего, выражали идею величия Рима, особенно императорского. В скульптуре для этого наиболее подходили величественный стиль Фидия и атлетическая красота статуй Поликлета, греческих скульпторов, на которых стали ориентироваться скульпторы римские. Но они превосходили греков в тонкостях деталей и отделки мраморных статуй. И кроме общей идеализации, в статуях, в частности портретных, сказывалась особенность римской художественной культуры, - нацеленность на выявление портретного сходства с острыми изобразительными характеристиками. Эта особенность видимо связана с римской традицией изготовления "имагинас", точных скульптурных изображений умерших старших. Римляне создали свой жанр портрета в скульптуре - портретные статуи (традиции этрусков). Это тип статуи "тогатус", изображающий оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся простотой и правдивостью образа. Реализм римского скульптурного портрета, органично сочетающийся с элементами идеализации образов, до сих пор производит чрезвычайно сильное впечатление. Римские скульпторы стремились схватить и изобразить самое характерное в человеке, вплоть до выражения особенностей его внутреннего, духовного мира, душевного настроя [1].

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Основные элементы и особенности функционирования знаково-символической системы на предприятии
В тесном взаимодействии с ценностным аспектом культуры находится ее знаково-символическая составляющая, которая в развитых культурах предприятий приобретает характер целостной системы. Знаково-символическая система является той формой, че ...

Творчество Арата Исодзаки
Арата Исодзаки родился в 1931 г. в Оита. В 30 лет он окончил отделение архитектуры в Токийском университете. Некоторое время он работал под началом Кендзо Танге. В 1963 г. он основал собственное бюро. Арата Исодзаки читал лекции в Токийск ...

Реформы Петра Первого и их влияние на русскую культуру
Петровские реформы кардинально изменили русскую культуру. Причем термин «культура» здесь понимается в самом широком смысле – от быта и речи до высокого искусства. Царь считал своим долгом навести "добрый порядок" в гражданской ж ...