Образ человека в культуре Древнего Рима
Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита. Изображения на колонне Траяна показывают победоносные войны императора с даками [2].
К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.
Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов "игр" во время празднеств. В III-II вв. до н.э. появляются первые римские трагедии. Трагедию Энния "Амбракия" считают первой трагедией на римскую тему. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр.), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги.
Пользовались популярностью комедии Тита Макция Плавта (около254-184гг. до н. э). Хотя они подражательны, написаны под влиянием новоаттической (греческой) бытовой комедии, а герои носят греческие имена, но коллизии живо напоминают римскую жизнь, реальные жизненные ситуации. В произведениях Плавта отражены интересы, взгляды, эталоны, нормы поведения городского плебса. Здесь и протест против ростовщичества, аристократического чванства, грубости наемников ("Хвастливый воин", "Амфитрион" и др.). Его герои условны (раб, прихлебатель, сводник и пр), но язык свеж, разнообразен, богат образными выражениями, удачно пародированы расхожие выражения, используемые в официальной практике, в суде и т.д. Он использовал разговорную речь разных слоев. Комедии Плавта, где явственно выражены социальные мотивы с позиций плебса, пользовались успехов у широких зрительских слоев. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, осмеивали жажду накопления, ростовщичество, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи [2].
В I-II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый "античный роман", с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками ("Сатирикон" Петрония и "Золотой осел" Апулея). Создателем собственно римского литературного жанра "сатуры" (сатиры) явился Луциллий (180-102гг. до н. э). Это свидетельствует о том, что римская литература нащупывает свои пути развития, приобретает самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura) означает блюдо, состоящее из разных плодов. У Луцилия сатура - смешанная литературная форма, соединяющая разные элементы, дидактические и литературно-полемические мотивы.
Другие статьи:
Закон продвижения и ориентации адресата
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всег ...
Традиции, вошедшие в привычку
Китай – это страна с неистребимыми обычаями. Там женщины совершенно изолированы от мужчин, а нравы и обычаи преподаются в школах. Там ученого узнают по непринужденности его поклона. Эти обычаи, раз навсегда принятые за правила важными уче ...
Современный танец – повод для раздумий
Эксперименты в области движения начались в середине 19 века: теория «телесного выражения» Ф. Дельсарта, эксперименты Ж. Далькроза в области создания движенческого алфавита для зрительного воплощения музыки. Первыми, в области сценического ...
Разделы