Образ человека в культуре Древнего Рима

Информация » Образ человека в древнегреческой и римской культуре » Образ человека в культуре Древнего Рима

Страница 2

Скульптурные портреты передают индивидуальность человека с удивительной беспристрастностью, обнажая даже непривлекательные черты изображаемого лица. Здесь и правители, и простой люд. Например, явственно обнаруживается хищность банкира Юкунды, свирепость и подозрительность императора Каракаллы. Величайшим образцом римской скульптуры стала конная статуя Марка Аврелия, голова юного Августа. Его называли философом на троне. Во взгляде, в выражении лица скульптор пытается передать внутреннюю жизнь Августа. Портретная скульптура смыкается с рельефной скульптурой. Ряд триумфальных рельефов украшает Алтарь мира, арку Тита. Изображения на колонне Траяна показывают победоносные войны императора с даками [2].

К концу империи, правда, и величественность сооружений и реалистичность скульптурных портретов - как бы смазываются. Кризисные явления в жизни вызывают в изобразительном искусстве тяготение к помпезности, эклектичности и повышенной, порой безвкусной, декоративности.

Наряду с изобразительным искусством, в Риме мощно, хотя и сравнительно поздно, развивается литература. В III в. до н.э. появляются первые известные поэты и римский театр. Театр в Риме, как и в Греции был связан с культовыми действами. Это был один из видов "игр" во время празднеств. В III-II вв. до н.э. появляются первые римские трагедии. Трагедию Энния "Амбракия" считают первой трагедией на римскую тему. Но если в Греции появились великие трагики и социально заряженные комедиографы (Аристофан, Менандр.), то в Риме явное преимущество имела комедия, которая начинает ориентироваться на буффонаду, комизм бытовых ситуаций, комедию интриги.

Пользовались популярностью комедии Тита Макция Плавта (около254-184гг. до н. э). Хотя они подражательны, написаны под влиянием новоаттической (греческой) бытовой комедии, а герои носят греческие имена, но коллизии живо напоминают римскую жизнь, реальные жизненные ситуации. В произведениях Плавта отражены интересы, взгляды, эталоны, нормы поведения городского плебса. Здесь и протест против ростовщичества, аристократического чванства, грубости наемников ("Хвастливый воин", "Амфитрион" и др.). Его герои условны (раб, прихлебатель, сводник и пр), но язык свеж, разнообразен, богат образными выражениями, удачно пародированы расхожие выражения, используемые в официальной практике, в суде и т.д. Он использовал разговорную речь разных слоев. Комедии Плавта, где явственно выражены социальные мотивы с позиций плебса, пользовались успехов у широких зрительских слоев. Такие римские комедиографы как Плавт и Теренций, осмеивали жажду накопления, ростовщичество, стремились и умели возбуждать смех и создавать яркие гротескные типажи [2].

В I-II вв. н.э. в Риме появляется новая прозаическая форма, так называемый "античный роман", с сатирическим, комическим содержанием, низменно-бытовыми действиями героев и шутками ("Сатирикон" Петрония и "Золотой осел" Апулея). Создателем собственно римского литературного жанра "сатуры" (сатиры) явился Луциллий (180-102гг. до н. э). Это свидетельствует о том, что римская литература нащупывает свои пути развития, приобретает самостоятельность, оригинальность. Сатура (satura) означает блюдо, состоящее из разных плодов. У Луцилия сатура - смешанная литературная форма, соединяющая разные элементы, дидактические и литературно-полемические мотивы.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Проблема самобытности русской культуры
В настоящее время, когда Россия переживает не лучшие дни своей истории, очень важно преодолеть уничижительные оценки уровня ее цивилизованности, вторичности и тем более отсталости русской национальной культуры. Академик Д.С. Лихачев, авто ...

Закон эмоциональности
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует" Еще древние риторики го ...

Основные догматы ислама
Основные догмы ислама: Шадха – «вера в то, что нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммад – посланник Аллаха.» Все молитвы начинаются с этой строки. Ежедневное пятикратное совершение молитвы – намаз (персидский), салам (арабский). Нужно молится ...