Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков

Информация » Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков

Страница 1

Для начала следует определиться, что такое ориентализм, как и в чём он проявляется и чем отличается европейский ориентализм от ориентализма в России.

Ориентализм представляет собой использование мотивов и стилистических приёмов восточного искусства, а также истории, сюжетов восточного типа в культурах европейского типа. Это изучение Востока, увлечение Востоком и его культурой.

Восток всегда привлекал к себе взгляды многих людей. Его загадочность и «сказочность» всегда манила к себе. На картинах многих художников разных веков можно встретить отголоски Востока, его мотивы. Но наиболее ярко начал проявляться ориентализм на рубеже XIX - XX веков. В это время археологами и востоковедами были сделаны крупнейшие открытия в Азии. Впервые тогда Азия далёкого прошлого предстала как регион, где развёртывались сложные события, развивались и сменяли друг друга высокие культуры, оставившие глубокий след в мировой истории. Однако это были те страны, которые охватывают общими понятиями Ближнего и Дальнего Востока: Месопотамия, Палестина, Ассирия, Финикия – на западе, Китай, а вместе с ним отчасти и Корея, Индокитай и Малайский архипелаг – на востоке, Индия.

Когда-то всё, что лежало в глубинных районах Азии, к северу от Китая, Индии и Ирана, то есть Центральная Азия, так или иначе оставалось за пределами той картины всемирной истории, что была перед глазами большинства учёных, а тем более широкого круга читателей. История, и в самом деле остановилась перед барьерами горных хребтов, грандиозных горных сооружений и целых стран, которые отгораживали привычный для европейской науки мир высоких земледельческих культур Ближнего и Дальнего Востока. И всё же центральные области азиатского континента, как впрочем, и весь Восток, издавна привлекали самых разных людей: географов, историков, искусствоведов, художников, этнографов, культурологов и т.п.

Такой острый интерес был обусловлен, с одной стороны, особым, непривычным для европейца, отношением живущих там людей к окружающему миру, а с другой – вполне естественным желанием знать своё прошлое, свои корни, а значит и прошлое тех народов, что издревле включились в исторический процесс, в процесс создания общечеловеческой культуры.

С Центральной Азией связаны судьбы таких крупных этнических образований, как индоиранцы, тюрки, монголы. И вполне естественно, что выявление их роли в создании общечеловеческих культурных ценностей волновало исследователей. Не могут не тронуть и сегодня такие феномены искусства, как средневековая фресковая живопись Согда (Пянджикента), архитектура Парфии, монументальные скульптуры Кушанского государства, дворцы и погребальные сооружения Хорезма, скальные храмы Персии, мраморные изваяния Прикаспия, богатство художественной фантазии древних ювелиров, создавших драгоценные вещи из золота, бронзы и серебра.

Засилию восточного влияния нередко противопоставлялись ценности европейских культурных традиций, имеющие самостоятельное происхождение. Поэтому излишнее увлечение экзотикой, каковой в конечном счёте является ориентализм в Европе подвергался критике. С этой критикой соглашаются и некоторые восточные искусствоведы, культурологи и историки, поскольку увлечение экзотизмом, по их мнению, ничего общего с истинным пониманием культуры Востока не имеет, это лишь копирование внешних признаков, при таком же поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле.

В России ориентализм проявился особенным образом, здесь он был неким уникальным явлением, и именно потому, что Россия есть не только Запад, но и Восток, не только Европа, но и Азия, и даже вовсе не Европа, но Евразия. Россия географически, исторически и этнографически сочетает многие культурные традиции в своём общем едином развитии, что выражается в тех или иных интегрированных или самостоятельных проявлениях, в том числе и в искусстве. «Восточность» для России это не только экзотика, неизвестность, древность и сказочность, но и часть её собственной истории, культуры и искусства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", след ...

Культура Средневековой Японии
В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство. Синтоизм- это древняя японская религия, возникшая и развивавшаяся в Японии независимо от Китая. Известно, что истоки синтоизма уходя ...

Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов
Несмотря на то, что в отношениях со своими соседями – древнейшими цивилизациями, такими как Китай, Индия или Тибет, Монголия всегда считалась скорее реципиентом культуры, нежели ее донором, монгольская культура сама по себе обширна и само ...