Основные организационные и экономические проблемы библиотечного дела в России на современном этапе
Данные неутешительные, сельские библиотеки находятся в кризисе, сильно отстают от городских, для решения этих проблем необходимо осуществление комплексного подхода в оказании помощи библиотекам в модернизации и увеличении объемов их финансирования. Так как снижения качества библиотечных фондов ведет к снижению количеству пользователей библиотек. За пять лет, с 2000 по 2005 год, пользователей стало меньше на 1,6%. К сожалению, к конструктивному решению проблем библиотечная система страны оказалась не готова, что привело к потерям сотен библиотек, и в первую очередь, сельских.
Как же будет выглядеть библиотека будущего в электронную эпоху и не исчезнет ли вообще? Это в первую очередь зависит от государства и от профессиональной готовности к этому работающих в них специалистов. Библиотекарь нового времени должен много уметь и обладать многими способностями. Библиотекарь должен уметь не только совершать поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей. Библиотекарь, должен быть креативным, быть специалистом в области цифровых технологий, инструктором по освоению информационной культуры, так же менеджером и маркетологом в информационной культуре. Так же быть знатоком художественной и культурной литературы.
Но кадровое обеспечение библиотечного дела на данном этапе, является важнейшей проблемой профессионального библиотечного сообщества. Но на данный момент, библиотекарь в среднем получает 4 тысячи рублей, более 70% из них пенсионеров, также, почти в 12 раз сокращен, прем на библиотечно-информационные факультеты высших и учебных заведений, а после их окончания, только 10-15% выпускников идут работать в библиотеки, зачастую вскоре покидая их. Престиж библиотечной профессии среди студенческой молодежи крайне низок, что отражает в целом отношение общества к труду библиотекаря. Отсутствует целостная система профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров. 125,7 тысяч работает в общедоступных библиотеках, что на 2,5 тысячи больше по сравнению с 2000 г. Из этого числа, 13,6 тысяч работает в центральных универсальных библиотеках, включая библиотеки федерального ведения. В муниципальных библиотеках 106,9 тысяч, в сельской местности 50,2 тысячи. 49,6 составляет общее количество специалистов с высшим образованием, 39,4% от общего число работников библиотек, 62,6 тысяч со средним образованием (49,7%). Остальные 13,5 тысяч имеют лишь общее среднее образование. Большая их часть приходится на сельские библиотеки. Около 8 тысяч. Так же, текучесть кадров в различных отраслях российского производства в два раза превышает мировой стандартный уровень. Для того, чтобы в библиотеке работали люди образованные, культурные и любили свою работу и выполняли её добросовестно, необходимо повысить заработную плату, создать нормальное условие труда, улучшение жилищно-бытовых условий, принятие мер материального и морального поощрении библиотечных работников.
Нуждаются в услугах библиотек и инвалиды, для которых создаются специальные библиотеки. В 50х годах 20 века, начала складываться система библиотечного обслуживании инвалидов, создание которой было обусловлено заботой государства о людях, отягощенных самой тяжелой инвалидности, слепотой. «Эта система призвана обеспечивать инвалидам их законные права в получении и использовании документальной информации наравне со всеми гражданами, получении всего комплекса библиотечных услуг- информационных, культурно - досуговых, социально-реабилитационных - на основе, сетевого взаимодействия с использованием корпоративных ресурсов, всемирная поддержка доступа к чтению и приобретению знаний. Специальные библиотеки формировались как библиотеки универсального профиля, в чью обязанность входит обслуживание представителей всех возрастных категорий, имеющих различные информационные потребности. Этим определятся содержание книжных фондов – как по содержанию, так и по видам изданий. Наряду с плоскопечатными они включают книги выпущенные рельефно-точечным (по системе Брайля) и укрупненным шрифтами, «говорящие» на кассетах (4 дорожки, со скоростью 2,38 см /сек.) и компакт-дисков в формате MP3, рельефную графику (пособия, создаваемые на полимерной пленке и дающие возможности тотально слепым людям с помощью осязания знакомится с объектами окружающей действительности), рукодельные книжки – игрушки для маленьких слепых детей. Чтение и книга играют очень важную роль в образовании, воспитании, организации досуга инвалидов, поскольку являются основным, а иногда и единственным средством освоения исторического, культурного и общественного опыта.» Сеть специальных библиотек для слепых, стала неотъемлемой частью общегосударственной библиотечной системы страны. В такой сети существует 70 библиотек, создано 140 филиалов, около 1100 библиотечных пунктов в местах проживания инвалидов. В библиотеках для слепых выдаются книги на абонементе в читальном зале, доставляются книги на дома автотранспортном по предварительному заказу, также книги пересылаются по почте. Также в библиотеках имеются специальные вспомогательные средства: технические устройства, адаптивные программы индивидуально и коллективного пользования, преобразующие информацию в доступные для них сигналы (звуковые и тактильные). Синтезаторы речи, брайлевский дисплей, электронная лупа, телевизионное увеличивающее устройство, читающая машина и т.д. Эта техника доступна большинству незрячих, через центры коллективного устройства.
Другие статьи:
Откуда появился роман мастера
«Дело в том, что Булгаков оставил восемь капитальных редакций «Мастера и Маргариты», которые весьма интересно и полезно сопоставить. Неопубликованные сцены отнюдь не уступают окончательному варианту текста по своей глубине, художествен ...
Почему кино считается синтетическим искусством
Кино — дитя ХХ в. Его появление обусловлено достижениями науки и техники в области оптики, химии, электро- и фототехники, физиологии зрения (открытие способности сетчатки глаза десятую долю секунды сохранять впечатление). Рождение кино не ...
Основные механизмы творчества
Зарождение гипотезы начинается с идеи. Идея - это основная мысль, лежащая в базисе теоретической системы, ее логического построения и плана функционирования.
Идея включает формулировку цели и способ ее достижения. Идея возникает на основ ...
Разделы