Закон продвижения и ориентации адресата

Информация » Основные принципы и законы современной риторики » Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: "Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу ."

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Другие статьи:

Чудодейственное зеркало
Поначалу волшебное свойство зеркала «давать отображение-смущало наших предков. Они полагали, что отражение человека и есть его душа Возникало опасение: а вдруг душа, переместившись в зеркало, не вернется в тело и это повлечет за собой нес ...

Первые киносъемки под водой
Первым, решившим проблему непосредственно подводной съемки обыкновенным киноаппаратом, был советский оператор Борис Цейтлин. В 1931 г. в костюме водолаза, имея нормальный съемочный киноаппарат, покрытый водонепроницаемым покровом, Борис ...

Организационная культура
Прежде всего, организационная культура, или культура предприятий рассматривается как одна из субкультур, в которой находят свое специфическое выражение все основные элементы культуры общества: представления, символы, ценности, идеалы, обр ...