Закон продвижения и ориентации адресата

Информация » Основные принципы и законы современной риторики » Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: "Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу ."

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Другие статьи:

Понятие и принципы корпоративной культуры
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, пр ...

Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» ...

Анализ и оценка социально-культурной деятельности в настоящее время
Осмысление понятия "культура" предполагает изучение механизма так называемой "культурной экспансии". Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей ...