Закон продвижения и ориентации адресата

Информация » Основные принципы и законы современной риторики » Закон продвижения и ориентации адресата

Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.

Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".

Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: "Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу ."

Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.

Другие статьи:

Определения понятия культуры, школы культурологии
Американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в книге "Культура. Критический обзор концепций и дефиниций" [181] привели около трехсот определений культуры, которые они разбили на шесть основных типов. Приведем сначала определе ...

Вершина творческой деятельности человека
Чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой. М. И. Глинка По-моему, писателю полезно думать о смерти — так лучше работается. Т. Уильямс Независимо от различия суждений и личных эстетических вкусов существует верное и невер ...

Человек игрок и игрушка мироздания
Человек на протяжении всей культуры учится создавать свой мир, сперва структуру, а потом и все остальное. Культура в начале XXI века выступает как мир, создаваемый, конструируемый человеком, как мир обретающий свою физическую реальность. ...