Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества

Информация » Особенности искусства тоталитарных культур » Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества

Страница 2

Если принять во внимание, что суть эстетических отношений, существующих между окружающим материальным миром (объект отношения) и человеком (субъект отношения) состоит в том, что в продуктах этого отношения раскрываются объективные качества и свойства предметов через то значение, которое они имеют в жизни людей, то следует признать, что деятельное начало принадлежит субъекту отношения, наделенному волей, разумом, эстетическими потребностями, взглядами, вкусами и идеалами, хотя характер его деятельности находится в прямой связи с объектом отношения.

Конечно, будучи социальным отражением, искусство и сегодня дает знание о действительности. Но это особое знание. В нем воспроизведение действительности неотделимо от выражения идейно-эмоциональной образной оценки ее личностью творца. Потребность в искусстве - это потребность не только сохранить знание о воспринятой действительности, но и сохранить также переживания, связанные с этим познанием, передать другим все многообразие непосредственной жизни самого художника и других людей, все изведанное и эмоционально пережитое им в общении с окружающей объективной реальностью. Из этого обстоятельства вытекает целый ряд важных моментов для характеристики источника развития искусства.

Так как относительно человека вся объективная действительность выступает как возможный или потенциально возможный объект отражения, в том числе и художественного, то можно заключить, что проблематика художественной формы отражения никогда не может быть исчерпана. Она будет опираться на практически неисчерпаемое многообразие чувственно воспринимаемых свойств материального мира (цвет, объем, габарит, пластика, конфигурация, пропорция, симметрия). Богатство и разнообразие музыкальных произведений будет обусловлено богатством эмоционального восприятия человеком окружающей действительности и собственных внутренних переживаний. Конкретный предел практической реализации многообразных чувственно воспринимаемых форм действительности в ту или иную эпоху нужно искать в развитии общества, в степени освоения человеком естественной и социальной действительности.

Нельзя говорить о художественном освоении чувственно воспринимаемых форм действительности в плане историческом до тех пор, пока человеческий труд вообще еще не создал человеческого отношения к природе, пока не проявилась трудовая потребность. В процессе создания новых, более совершенных орудий труда постепенно выявлялась и другая необходимость - создание предметов в соответствии со знанием их объективного содержания и их ценности для человека, как в плане утилитарном, так и эмоциональном. В результате продукты и предметы труда становились не только более полезными, но и привлекательными.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголи ...

Другой вид растительного сырья
Плетение из лент. Ленты более удобный для плетения материал, не требующий применения больших физических усилий. Однако чтобы их подготовить, надо затратить очень много времени, строгая прутья по толщине и ширине. Подготовленные ленты пер ...

Сущность христианства и в чем его роль как явления культуры
Христианство оказало большое влияние на развитие европейской и мировой культуры. Оно имеет социальные и духовные, религиозные истоки. Социальные истоки христианства связаны с потребностью мировоззренческого освоения и обеспечения нарождаю ...