Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества

Информация » Особенности искусства тоталитарных культур » Социально-историческая обусловленность творческой деятельности в искусстве особенностями и уровнем развития эстетической жизни общества

Страница 2

Если принять во внимание, что суть эстетических отношений, существующих между окружающим материальным миром (объект отношения) и человеком (субъект отношения) состоит в том, что в продуктах этого отношения раскрываются объективные качества и свойства предметов через то значение, которое они имеют в жизни людей, то следует признать, что деятельное начало принадлежит субъекту отношения, наделенному волей, разумом, эстетическими потребностями, взглядами, вкусами и идеалами, хотя характер его деятельности находится в прямой связи с объектом отношения.

Конечно, будучи социальным отражением, искусство и сегодня дает знание о действительности. Но это особое знание. В нем воспроизведение действительности неотделимо от выражения идейно-эмоциональной образной оценки ее личностью творца. Потребность в искусстве - это потребность не только сохранить знание о воспринятой действительности, но и сохранить также переживания, связанные с этим познанием, передать другим все многообразие непосредственной жизни самого художника и других людей, все изведанное и эмоционально пережитое им в общении с окружающей объективной реальностью. Из этого обстоятельства вытекает целый ряд важных моментов для характеристики источника развития искусства.

Так как относительно человека вся объективная действительность выступает как возможный или потенциально возможный объект отражения, в том числе и художественного, то можно заключить, что проблематика художественной формы отражения никогда не может быть исчерпана. Она будет опираться на практически неисчерпаемое многообразие чувственно воспринимаемых свойств материального мира (цвет, объем, габарит, пластика, конфигурация, пропорция, симметрия). Богатство и разнообразие музыкальных произведений будет обусловлено богатством эмоционального восприятия человеком окружающей действительности и собственных внутренних переживаний. Конкретный предел практической реализации многообразных чувственно воспринимаемых форм действительности в ту или иную эпоху нужно искать в развитии общества, в степени освоения человеком естественной и социальной действительности.

Нельзя говорить о художественном освоении чувственно воспринимаемых форм действительности в плане историческом до тех пор, пока человеческий труд вообще еще не создал человеческого отношения к природе, пока не проявилась трудовая потребность. В процессе создания новых, более совершенных орудий труда постепенно выявлялась и другая необходимость - создание предметов в соответствии со знанием их объективного содержания и их ценности для человека, как в плане утилитарном, так и эмоциональном. В результате продукты и предметы труда становились не только более полезными, но и привлекательными.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Особенности компьютерной демократии
Возвращение к «племенному» восприятию мира на новом этапе, по Г. Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению м ...

Сущность смерти в египетской культуре
Суть культуры древних царств (если реконструировать культурное сознание) составляет следующее мироощущение: есть два мира — людей и богов; боги создали и жизнь, и людей, пожертвовав своей кровью или жизнью, в ответ люди должны подчиняться ...

"Каролингский ренессанс"
"Каролингский ренессанс" - условное наименование эпохи подъема раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов. "Каролингское возрождение" выразилось в организации новых школ для ...