Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование

Информация » Особенности профессионального развития библиотекаря в информационном обществе » Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование

Страница 1

Стратегическая цель развития библиотек России связана с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как профессиональной группы и обеспечение возможности построения и реализации личных стратегий конкретных людей. При этом должны быть учтены разработанные Европейским союзом ключевые компетенции личности, в список которых вошли и компетенции специалистов в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Для библиотекарей это особенно важно, поскольку особое внимание в современных стратегиях развития библиотечного дела приобретает информатизация библиотек и создание единой научно-образовательной информационной среды современной России [17, с. 640].

Владение навыками использования информационно-коммуникационных технологий в настоящее время входит в систему ключевых компетенций личности, наряду с такими компетенциями, как социальная, культурная, межкультурная, коммуникативная, предпринимательская. Библиотечная деятельность – важный компонент социальной регуляции общества. Библиотеки создают дополнительные жизненные блага за счет предоставления обществу продуктов и услуг, несущих новое знание. Для библиотекаря использование информационно-коммуникационных технологий является инструментом его профессиональной деятельности и одним из ресурсов профессионального развития. Требование непрерывного повышения квалификации библиотекарей в области информационно-коммуникационных технологий – один из важнейших компонентов федеральной программы «Электронная Россия» [18, с. 44-47].

Информационно-коммуникационная компетенция библиотекарей складывается из комплекса навыков, формирование и развитие которых необходимо проводить на многоуровневой основе

В Российской Федерации действует многоступенчатая система профессиональной подготовки библиотечных работников, которая включает подготовку специалистов со средним библиотечным образованием (колледжи культуры и искусств), высшим библиотечным образованием (академии, университеты, институты культуры и искусств; кафедры гуманитарных вузов), специалистов высшей квалификации (аспирантура), и различные формы их переподготовки (система дополнительного профессионального образования). Все это составляет систему непрерывного образования библиотечных работников. Модель профессиональной компетенции библиотекаря представляет собой определение и описание ряда личностных характеристик, а также особенностей мотивации, которые связываются с высокопрофессиональной информационно-библиотечной деятельностью, это ряд свойств, которые могут быть установлены в результате практических исследований профессиональных качеств специалистов библиотек.

Таким образом, модель информационной компетенции это один из элементов процесса профессионального развития библиотекаря и как профессионала и как личности. В общем виде мы представляем её как двухэлементную систему включающую общие компетенции и профессиональные. Все профессиональные свойства, связываются с высоким уровнем предоставления информационно-библиотечных и библиографических услуг в различных направлениях профессиональной деятельности и имеют отношение к специальным библиотечным автоматизированным системам.

Внедрение учебно-методического комплекса позволит также библиотечным сотрудникам осуществить развитие личных стратегий профессиональной деятельности повышения квалификации. В систему будут включены учебные курсы по актуальным проблемам информатики, разработанные на основе анализа данных диагностики библиотекарей региона. Основой для создания дистанционной образовательной системы явятся доступные в Интернете полнотекстовые базы данных учебно-методических материалов.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в п ...

Место социалистического реализма в искусстве 20 века
Среди разных видов коммунистической революционной деятельности видное место занимало художественное творчество, стиль которого получил название социалистического реализма. Что же такое социалистический реализм? Ленин следующим образом выр ...

Пространство как фрагмент языковой картины мира и его отражение в художественном тексте
Проблема постижения человеком действительности, осмысления человеком пространства давно привлекает внимание отечественных и зарубежных лингвистов. Пространственный опыт — основа всякого знания человека о мире, ибо взаимодействие человека ...