Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование

Информация » Оценка социокультурной деятельности и социокультурное проектирование » Сущность и методология проблемы в социально-культурной деятельности, и пути ее решения. Социокультурное проектирование

Являясь составной частью сферы непроизводственной, социальная и культурная сфера представляет собой инфраструктуру общественной деятельности, направленной на удовлетворение социальных и духовных потребностей людей. В повседневном обиходе существуют более узкие, но практически оправданные определения социальной сферы:

1) деятельность по оказанию широкого комплекса услуг и социально-бытовому обслуживанию;

2) деятельность по социальной защите, социальному обеспечению и социальной реабилитации отдельных, нуждающихся в такой поддержке, слоев населения;

3) совокупность отдельных социальных стратегий в рамках того или иного региона.

Понятие социально-культурная сфера входит в структуру самой социальной сферы. Это понятие используется для характеристики широкой совокупности областей, институтов и служб социальной сферы, в рамках которых осуществляется социально-культурная деятельность. К этой совокупности, удовлетворяющей культурные и информационные потребности населения, относятся: культура, досуг, образование, искусство, физическая культура и спорт, здравоохранение и социально-культурная реабилитация, средства массовой информации, туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, природоохранная деятельность и другие. Остановимся на культурно-досуговой деятельности: домах культуры, как муниципальных образований, вся деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми документами (Конституция Российской Федерации, «Основ законодательства РФ о культуре» (1992), «О предпринимательской деятельности» (1995), «О национально-культурной автономии» (1996) уставом и положением, в которых сказано, что учреждение должно «обслуживать все категории населения обеспечивать отдых и досуг».

В настоящее время происходит существенная переоценка значения досуга и отдыха как социально-культурной категории в жизни общества. Выполнявший в течение многих лет роль придатка производственной сферы. Досуг становится все более широкой сферой социально-культурной деятельности, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала общества. И в современной теории и практике термин «досуг» наиболее часто употребляется: как синоним свободного времени, как синоним свободной деятельности, как синоним состояния или психологического переживания человека на данный момент. Соответственно, у работников Домов культуры складывается стереотип, что легкой формой проведения, так сказать «свободного времени» станет вечер отдыха, (при чем не продуманный по теме и не рассчитанный на категорию населения), концерт творческих коллективов (при чем, не учитывая того, что концертные номера будут однообразными и в прочем зачастую никому не интересными). И чтобы не допустить данные ошибки, необходимо, на наш взгляд, прежде всего, уточнить содержательную сторону понятия «досуг» и на этой основе выстраивать соответствующую цепочку подходов, методик и критериев оценки, без которых не мыслится создание любого полноценного мероприятия.

Другие статьи:

Связь античного искусства с античной мифологией
Античные искусства были тесно связаны с античной мифологией, имеющей свои особенности. Если египетская мифология отличалась зооморфизмом, то греческая была целиком антропоморфна: олимпийские боги, победившие чудовищ и гигантов, обладали н ...

Проблемы культуры в философии жизни Фр. Ницше
Немецкий философ Фридрих Ницше (1844 —1900) сравнивает современную культуру с античной и приходит к выводу, что европейцы не достигли даже малой доли того, что достигли греки. Причина этого – в отношении к жизни: если греки принимали жизн ...

Предпосылки и причины возникновения ислама
Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, ...