Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Информация » Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения » Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Страница 1

Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Поэзия Петрарки играла огромную, в ряде отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения.

Петрарка возвещает одну из кардинальных гуманистических идей – настоятельную необходимость познания человека. Путь познания мучителен. Гуманист неоднократно высказывает мысль, что углубление во внутренний мир тесно связано с красноречием, дающим возможность общаться с другими людьми, ибо, обретя себя, человек находит своё место и в обществе.

В произведениях Петрарки звучит мотив, характерный для последующего развития новой идеологии. Разумом и мудростью, по его убеждению, наделены немногие образованные люди, остальные же – «глупцы», «стадо лишенных разума животных», лишь внешне сохранивших человеческий облик. Для Петрарки «народ», большинство тех, кто не заслуживает уважения, - люди неученые и корыстные, принадлежащие к самым различным слоям общества. Он противопоставляет себя «толпе жаждущих неизменной прибыли», свою ученость – невежеству многих.

Главным достоинством, благодаря которому человек возвышается над «толпой», Петрарка считает не знатное происхождение, а высокую образованность, занятия наукой, поэзией, иными словами – сопричастность новой культуре. Пренебрежительное отношение к людям необразованным и людям, помышляющим о материальных благах, имело и другую сторону: оно было связано с гуманистическим представлением о том, что благородство человека основывается не на знатности, а на его собственных деяниях.

Петрарка считал испорченным свой век, в котором якобы всё более исчезают мудрость и добродетель, и искал прибежища в античности. «С наибольшим рвением предавался я изучению древности, ибо время, в котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках». Эти «иные века», разумеется, не Средневековье, а древность.

Несущественно, что реальная жизнь Петрарки, отнюдь не всегда совпадала с той, какой он изображал её в письмах и других произведениях: важно, каким он представлялся людям XIV в. Они видели в нем достойный образец для подражания.

Николай Кузанский – выдающийся философ и теолог своего времени, отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Первый философский труд Кузанца назывался «Об ученом незнании». В нем автор рассматривал Бога как бесконечный максимум. Мир же представлялся ему проявлением Бога. Бог являлся всем и ничем, т.е. считалось, что он имеет свойства бытия и небытия. Точно также весь мир состоит из противоположностей, а их единство есть Божественное существо. Человек же согласно идее Кузанского является конечно-бесконечным. Как земное существо, имеющее телесную природу, он конечен, но как имеющий душу человек бесконечен. Человек является «вторым Богом» по той причине, что человеческий ум способен разворачивать понятия, скрытые в мире. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Главное в жизни человека – это деятельность.

Кузанец считал, что в процессе познания совершенствуются знания человека. Ум есть система способностей. Философ характеризует каждую способность ума и рассматривает, как они взаимодействуют друг с другом. В тот период особое внимание уделялось чувственно-эмпирическому познанию, и Кузанец утверждал, что чувства играют большую роль в познании. Однако при этом одного чувственного познания мало, ибо оно дает только частное знание. Рассудок же упорядочивает полученные знания.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Проблема, связанная с определением понятия «культура» и попытки ее преодоления
Слово культура - в лексиконе практически каждого человека. Но в это понятие вкладывают самый различный смысл: одни понимают лишь ценности духовной жизни, другие – более сужают это понятие, относят к нему лишь явления искусства, литературы ...

Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
Для того, чтобы приступить к теме, необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция. Как гласит Словарь музейных терминов «Экспозиция – происходит от латинского "expositio" – выставлять и означает в широком см ...

Постмодернизм в музыке
В 20 ст. продолжает развиваться, опираясь на традиции прошлых эпох, классическая музыка (пьесы Б. Бриттена, симфонизм Г, Малера). Появляются и принципиально новые направления. На основе использования традиций европейской и африканской кул ...