Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Информация » Подход к потребностям человека в эпоху Возрождения » Гуманисты XIV-XVI вв. Их мировоззрение и деятельность

Страница 1

Поэт и философ Франческо Петрарка – общепризнанный родоначальник гуманистического движения в Италии. Петрарка явил собой яркий пример творчески многогранной личности эпохи Возрождения. Он – один из величайших лирических поэтов Италии, автор книги стихов, посвященных его возлюбленной Лауре. Поэзия Петрарки играла огромную, в ряде отношений ведущую роль в развитии гуманистического, антиаскетического движения.

Петрарка возвещает одну из кардинальных гуманистических идей – настоятельную необходимость познания человека. Путь познания мучителен. Гуманист неоднократно высказывает мысль, что углубление во внутренний мир тесно связано с красноречием, дающим возможность общаться с другими людьми, ибо, обретя себя, человек находит своё место и в обществе.

В произведениях Петрарки звучит мотив, характерный для последующего развития новой идеологии. Разумом и мудростью, по его убеждению, наделены немногие образованные люди, остальные же – «глупцы», «стадо лишенных разума животных», лишь внешне сохранивших человеческий облик. Для Петрарки «народ», большинство тех, кто не заслуживает уважения, - люди неученые и корыстные, принадлежащие к самым различным слоям общества. Он противопоставляет себя «толпе жаждущих неизменной прибыли», свою ученость – невежеству многих.

Главным достоинством, благодаря которому человек возвышается над «толпой», Петрарка считает не знатное происхождение, а высокую образованность, занятия наукой, поэзией, иными словами – сопричастность новой культуре. Пренебрежительное отношение к людям необразованным и людям, помышляющим о материальных благах, имело и другую сторону: оно было связано с гуманистическим представлением о том, что благородство человека основывается не на знатности, а на его собственных деяниях.

Петрарка считал испорченным свой век, в котором якобы всё более исчезают мудрость и добродетель, и искал прибежища в античности. «С наибольшим рвением предавался я изучению древности, ибо время, в котором я жил, было мне всегда так не по душе, что если бы не препятствовала тому моя привязанность к любимым мною, я всегда желал бы быть рожденным в любой другой век, и, чтобы забыть этот, постоянно старался жить душою в иных веках». Эти «иные века», разумеется, не Средневековье, а древность.

Несущественно, что реальная жизнь Петрарки, отнюдь не всегда совпадала с той, какой он изображал её в письмах и других произведениях: важно, каким он представлялся людям XIV в. Они видели в нем достойный образец для подражания.

Николай Кузанский – выдающийся философ и теолог своего времени, отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Первый философский труд Кузанца назывался «Об ученом незнании». В нем автор рассматривал Бога как бесконечный максимум. Мир же представлялся ему проявлением Бога. Бог являлся всем и ничем, т.е. считалось, что он имеет свойства бытия и небытия. Точно также весь мир состоит из противоположностей, а их единство есть Божественное существо. Человек же согласно идее Кузанского является конечно-бесконечным. Как земное существо, имеющее телесную природу, он конечен, но как имеющий душу человек бесконечен. Человек является «вторым Богом» по той причине, что человеческий ум способен разворачивать понятия, скрытые в мире. У личности есть бесконечные перспективы для развития и саморазвития. Главное в жизни человека – это деятельность.

Кузанец считал, что в процессе познания совершенствуются знания человека. Ум есть система способностей. Философ характеризует каждую способность ума и рассматривает, как они взаимодействуют друг с другом. В тот период особое внимание уделялось чувственно-эмпирическому познанию, и Кузанец утверждал, что чувства играют большую роль в познании. Однако при этом одного чувственного познания мало, ибо оно дает только частное знание. Рассудок же упорядочивает полученные знания.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Цитадель Давида
За пределами Старого города, у Сионских ворот стоит скромное здание с минаретом. На первом этаже можно увидеть могилу царя Давида. Это место во времена Давида находилось за пределами Иерусалима и, как считают многие историки, не является ...

Культурный ландшафт провинции
Российское пространство чрезвычайно централизовано, моноцентрично и поляризовано; единственный центр доминирует и все пространство зависит от него и ему подчинено. Дело не только и не столько в статусе территорий – весь рисунок культурног ...

Сущность социально-культурных институтов
Социально-культурные институты - одно из ключевых понятий социально-культурной деятельности (СКД). В самом широком смысле оно распространяется на сферы общественной и социально-культурной практики, а также относится любому из многочисленн ...