Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Информация » Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Страница 2

В середине века испуганное человечество начинает пятиться назад. Целый ряд процессов характеризует этот возврат (ортодоксальное христианство, эстетизм, мощные государственные оболочки и проч.). И, как следствие этого, культура «убегает» от диалога в сторону передразнивания. Отражение этих явлений находит полное выражение в искусстве постмодернизма.

Передразнивание не лишает современный художественный процесс диалогичности, но показывает «диалог» в перевернутой форме. Такая смещенность особенно важна, когда она связана с изменением ценностных ориентаций общества. В данном случае – с отказом от гуманистических принципов и замещением их игровыми. Артистизм в контексте современности может означать разрыв с традицией, прекращение содержательного диалога культурных эпох. Он может стать символом внешней виртуозности или умелой имитацией.

Постмодернизм, родившись вначале как феномен искусства и осознав себя сперва как литературное течение, затем был отождествлен с одним из стилистических направлений архитектуры, и уже к 80-м годам стал восприниматься как наиболее адекватное духу времени выражение интеллектуального и эмоционального восприятия эпохи. Возникнув как рефлексия на новые явления в сфере искусства, постмодернизм постепенно превратился в специфическую философию культурного сознания современности и, в поисках теоретической основы, обратился к концепциям постструктурализма в лице таких представителей, как Ж. Лакан, Ж. Деррида, М. Фуко, Ж.-Ф. Лиотар. Необходимо различать постмодернизм как художественное течение в искусстве и постмодернизм как теоретическую школу, то есть как специфическую искусствоведческую методологию, позволяющую говорить о существовании особого направления, отождествляемого с постструктурализмом.

Рассмотрим проявление постмодернизма в различных сферах в хронологическом порядке его развития.

Постмодернизм как литературное течение с самого начала был тесно связан с массовым искусством и массовой, тривиальной литературой. Его эстетическая специфика определяется как органическое сосуществование различных художественных методов. Основным методом является «иллюзионизм», то есть создание примитизированной одномерной картины действительности, соответствующей представлению обывателя. Тривиальная литература плетется в хвосте стереотипов восприятия, она не расширяет познавательный горизонт, а закрепляет в сознании принятые взгляды, доводя их до уровня предрассудков. Вся структура постмодернистского романа предстает как отрицание причинно-следственных связей, линейности повествования, психологической детерминированности поведения персонажа. Общеизвестен прием, с помощью которого литераторы создают целостный образ героя – это обращение к его воспоминаниям. Писатели модерна опирались на предположение, что можно выстроить прошлое достаточно полно из материала воспоминаний. Постмодерн называл подлогом процедуру выстраивания на материале воспоминаний целостной оформленной картины. Такой подлог, считают представители постмодерна, есть следствие господства законодательного разума, который в своем стремлении к законченной целостности предмета, к воссозданию его структурной и смысловой определенности прибегает к домысливаниям и достраиваниям пробелов памяти. Получаемые картины прошлого не идентичны самому прошлому. Интерпретативный разум отказывается от претензий адекватно восстановить содержание утраченного времени. Описывал воспоминания, следует удерживать себя и своих героев от желания логически реконструировать его содержание, следует просто отдаться потоку памяти и попытаться овеществить его в слове или образе, - такова установка художников постмодерна. Пространство воспоминаний разрастается безо всякой упорядоченности: нет ни сюжета, ни завязки, ни развязки, есть только поток воспоминаний. В произведениях постмодернистов бросается в глаза существенная переориентация эстетических установок, явное стремление стереть грань между высокой и низкой литературой. Своеобразно проявилась в искусстве переориентация постмодернистского дискурса с сущности на резому. Отказ от сущности сопровождается, например, в поэзии потерей смысла и сюжетности. Поэтическое творчество постепенно становилось процессом творчества формы, которая создается магическим сцеплением звуков и слов, бессмысленным в своей основе.

Долгие годы подготавливаемая развитием искусства модернизма и постмодернизма переориентация эстетических вкусов, переоценка эстетических ценностей привели к изменению общего представления о культуре, ее составляющих, ее роли и функции. Культура перестала быть сферой должного и идеального, областью незыблемого господства нетленных канонов красоты, изящества и совершенства. Такой путь художественного развития ставит зрителя на одну грань с художником, а это грань варварства, точка отсчета. Основные смысловые понятия получают смещение. И всякий раз приходится разрешать личностно культурные дихотомии: хаос или космос, культура или антикультура, ответственность за свое начало или свобода произвола.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Черная месса
Черная месса – это мистический обряд, посвященный сатане, издевательство над христианской литургией. В «Мастере и Маргарите» она названа «балом сатаны». В Москву Воланд приезжает именно для совершения этого обряда – это главная цель его ...

День святого Дэвида
Святой Дэвид - покровитель Уэльса. Этот праздник очень важен для жителей Уэльса, которые носят в этот день в петлицах нарциссы - эмблему страны. Не забудьте поздравить валийцев. еллоуин – вечер перед Днем всех святых. Говорят, Хэллоуину ...

Функции культуры
Как комплекс всех перечисленных элементов культура выполняет в обществе ряд важных функций. Первая по мнению многих исследователей, главная функция культуры - коммуникативная. Культура - это универсальная система общения людей на всех уро ...