Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Информация » Постмодернизм как общекультурное направление конца XX–начала XXI вв

Страница 1

В обыденном сознании «культура» выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и самому себе. Культура есть реализация человеческого творчества и свободы, отсюда многообразие культур и форм культурного развития. Каждая культура порождает свою специфическую рациональность, свою нравственность, свое искусство и выражается в соответствующих себе символических формах.

Слово «модерн» (фр. modern – современный) впервые было употреблено в V в. для разграничения обретшего официальный статус христианского настоящего и языческого римского прошлого. С тех пор «модерностъ» (принадлежность к современности) всегда предполагала необходимость сознания эпохи соотносить себя с античностью в ходе осмысления себя самой. В любой эпохе были периоды перехода от старого к новому, поэтому «новыми», современными считали себя со времен Карда Великого и эпохи Просвещения. Культура модерна любой эпохи всегда оглядывалась на античность, но, критикуя ее, все же никогда полностью от нее не отказывалась.

Модернизм употребляется в значении современное искусство. Его отличает особый интерес к созданию новых форм, демонстративно противопоставленных формам классического искусства, а также акцент на субъективности модернистского миропонимания. Новое жизнепонимание требовало новую идейную платформу, которая была сформулирована на базе интуитивизма, ницшеанства, феноменологии, психоанализа, экзистенциализма.

Модернистские течения в разных видах искусств развивались не изолированно друг от друга. В середине ХХ в. модерн стал приобретать устойчивую тенденцию противопоставлять себя истории и традиции вообще, рвать исторические связи. Модерным начинает считаться только то, что выражает просто новое. Начинается погоня за большей новиной как таковой.

Происходит попытка синтезировать в процессе творчества разные начала, создавая новый взгляд на предмет – объемный, полный, эмоционально насыщенный. Исследуется соотношение цвета с музыкальным звуком, танцевальной пластикой, с различными запахами.

Художнику предлагалось завоевывать пространство и время будущего, не ориентируясь при этом на какие бы то ни было указания. Он не знал никаких правил поведения в этом открытом ему будущем, над ним не тяготели нормы и образцы; он просто рвался к новому, не зная при этом ни пути, ни ориентиров.

В результате чего в середине XX века в западноевропейской эстетике произошел новый поворот. Этот поворот в культурологии принято называть «постмодернизмом».

Слово «постмодерн» появилось на американском континенте из-под пера социологов и критиков. Этот термин начал широко применяться с 1979 года, когда вышла книга французского философа Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние». Среди литераторов его впервые применил американский исследователь Ихаб Хасан в 1971 году. Он же и придал ему современный смысл. «Постмодернизм» довольно быстро стал одним из наиболее часто употребляемых терминов в периодике гуманитарного направления. Если попробовать определить его общее содержание, то можно говорить о трех основных смыслах:

1. Термин «постмодернизм» отражает состояние духовности европейского типа в наши дни, связанное ощущением изжитости какого-то важного этапа в развитии цивилизации, изжитости «современности».

2. «Постмодернизм» - это комплекс философских учений, провозглашающих конец Истории, когда структурированность и упорядоченность человеческого мира будут разрушены, и исчезнет само разделение на «мое» и «иное».

3. «Постмодернизм» - это характеристика современной художественной практики, основанном на особом типе письма, связанном с энтропией смысла, деканонизацией материала.

То есть «постмодернизм» обозначает состояние культуры после трансформаций, которым подверглись правила игры в науке, литературе и искусстве в XX веке. Термин «постмодернизм» не может быть понят, как обозначение какого-либо стиля. Он подразумевает цитирование известных образцов, но может делать это путем каталогизации, а может – в манере намеренно бредового коллажа. По мнению И. Хасана, модернизм остается детищем эпохи Гуманизма и Просвещения, постмо­дернизм же построен на развалах утраченных идеалов, и потому он – антиинтеллектуален по сути. Ж.-Ф. Лиотар считает, что постмодернизм «вспоминает» свой культурный анамнез подобно пациенту во время психоаналитического сеанса. Постмодернизм не занимается ретроспекциями, но извлекает из культурной памяти обрывки сновидений, какими для него и являются былые стили и направления, и строит на их основе разнородные эклектические образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Учебно-методические рекомендации по выполнению изделий в технике “Оригами”
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", след ...

Культура первобытных племён на территории Украины
Известно, что люди селились на наших землях с незапамятных времён. Отечественными археологами найдены следы пребывания прачеловека еще ашельской эпохи (1 млн — 150 ты. лет назад, хотя достоверность радиоуглеродного метода датирований в по ...

История аранского вязания
Легендарный фильм американского режиссера Роберта Флаерти «Человек с Арана» , который был снят в 1934 году, трогательно показывает уникальный образ жизни населения аранских островов, омываемых водами залива Голуэй недалеко от западного по ...