История некоторых архитектурных памятников города

Информация » Постройки петровского времени в Петербурге » История некоторых архитектурных памятников города

Страница 6

С 1920-х годов Петропавловская крепость – историко-революционый музей. В1932-33 в помещении Иоанновского равелина размещались испытательные стенды и мастерские Газодинамической лаборатории. В годы Великой Отечественной войны многие постройки Петропавловской крепости повреждены артобстрелами и бомбёжками. В 1951 начаты реставрационные работы, в ходе которых устранены разрушения, благоустроена территория, установлены фонари, изготовленные в формах 19 века, стены облицованы влагоустойчивым кирпичом, восстановлены гранитная облицовка выходящих к Неве стен, фасады и интерьеры многих зданий. С 1957 со стены Нарышкинского бастиона производится сигнальный полуденный пушечный выстрел (традиция, существовавшая с начала 18 века).

Петропавловский собор Петропавловской крепости, памятник архитектуры петровского барокко. Построен в 1712-33 (архитектор Д. Трезини) на месте деревянной церкви 1703. Его доминантой является многоярусная колокольня на западном фасаде, увенчанная высоким золочёным шпилем с флюгером в виде летящего ангела (общая высота 122,5 м); мотив волют на ярусах усиливает впечатление стройности её пирамидального силуэта. План собора нетрадиционен для русского культового зодчества: прямоугольное вытянутое здание зального типа разделено на 3 нефа массивными пилонами с раскрепованными пилястрами, поддерживающими крестовые своды; собор увенчан куполом на высоком барабане, прорезанным люнетами и заканчивающимся небольшой главкой. В интерьере великолепный резной деревянный позолоченный иконостас в виде триумфальных ворот, выполненный в 1722-26 в традициях европейского барокко.

Собор являлся усыпальницей российских императоров, начиная с Петра I. Колокольня в 1756 пострадала от пожара и была восстановлена в прежнем виде после 1766. В 1857-58 деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Петропавловский собор играет важнейшую роль в городском пейзаже и является одним из ведущих сооружений в панораме берегов Невы в центре Санкт-Петербурга.

В 1720-х годах на колокольне Петропавловского собора установлены часы "с курантами в 35 колоколов" (куплены в Голландии за 45 тысяч рублей), при пожаре 1756 они погибли. В 1776 смонтированы новые часы (изготовлены в Голландии в 1757-60; мастер Б.Ф. Оорт Красс), куранты которых отбивали ¼ часа, полчаса, час, после чего вызванивали мелодию "Коль славен", а в полдень и полночь – "Боже, царя храни". В советское время куранты стали исполнять "Интернационал", после реставрации 1952 – Гимн Советского Союза (в 6, 12, 18 и 24 часа).

Кунсткамера (от немец. Kunstkammer – кабинет редкостей, музей) – старейший музей России. Основан в 1714 на базе личных коллекций Петра I, приобретённых им во время путешествий в Западную Европу (помещались в Летнем дворце Петра I). Пополнялась отечественными и иностранными материалами и в 1719 была открыта для обозрения в Кикиных палатах. В 1724 вошла в состав Академии Наук и превратилась в комплексный музей (собрание коллекций минералов, скелетов животных и птиц, многочисленных анатомических аномалий, произведения искусства, коллекция оружия, после смерти Петра I – мемориальный комплекс, посвященный его памяти). С 1727 Кунсткамера помещалась в специальном построенном для неё здании (1718-34, архитекторы М.Г. Земцов, Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Кьявери), состоящем из двух скромных 3-этажных корпусов в формах, характерных для петровского зодчества, соединённых барочной многоярусной башней со сложным купольным завершением. Благодаря значительным размерам и высотной композиции башни здание Кунсткамеры играло в 18 веке большую роль в ансамбле центра города. Музейные коллекции занимали восточное крыло здания, в средней части находился Анатомический т-р, в башне – "Готторпский" глобус и обсерватория, в западной – учреждения АН. Кунсткамера сыграла значительную роль в развитии естественных знаний в России. Здесь работали М.В. Ломоносов, П.С. Паллас, В.М. Севергин. В 1777-79 интерьеры 4 скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся учёных, в 1819-25 – росписями. Ввиду обилия материалов в 1830-х годах Кунсткамера была разделена на ряд музеев: Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. Ныне в здании Кунсткамеры располагаются Музей антропологии и этнографии АН РФ имени Петра Великого, Мемориальный музей М.В. Ломоносова, Институт этнологии и этнической антропологии АН РФ.

В Петербурге наряду с русскими архитекторами работали приглашенные из разных стран - Голландии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции. Различные направления зодчества Западной Европы переплелись и слились здесь воедино, приобретя новое качество. Главное же, что определило облик Петербурга,- местные духовные и материальные условия, требования заказчиков и особенности культуры страны. Архитектура официальных зданий Петербурга, выражающая идеологию самодержавно-помещичьей империи, была создана талантливыми зодчими, впитав в себя художественные тенденции культуры своего времени. Петербург начала XIX в. наряду с Римом и Парижем стал одним из самых красивых городов мира. Классицизм был яркой страницей в истории русской и западноевропейской архитектуры. Сооружения и ансамбли этого стиля, как и все великие произведения архитектуры прошедших веков, положительно воспринимаются нашим эстетическим чувством. Но мы испытываем двойственное ощущение. Наше общественное сознание, воспитанное на демократических убеждениях, протестует против идейного содержания, выраженного в архитектурных образах классицизма, и в то же время мы ценим величие, благородство и гармонию форм, созданных гением выдающихся зодчих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Роль латинского языка
Преподавание во всех университетах шло на латинском языке, и знание латыни было синонимом грамотности. Единый для всех образованных европейцев латинский язык способствовал формированию общеевропейского сообщества интеллектуалов: мыслителе ...

Структура хаоса
С тех пор ее биография – это ее спектакли. Кто-то пошутил, что фраза: “еще немного вина, сигаретку, но только не домой” из спектакля Пины Бауш “Вальсы” – и есть ее кредо. Она выпускает по пять-семь новых постановок в год и за один сезон у ...

Этногенез адыго-абхазских народов
Касогская (адыго-абхазская) группа: - абхазы - адыгейцы - кабардинцы, черкесы. Древние греки называли население Кубани, Черноморского побережья и севера Малой Азии - гениохи. По некоторым данным, досемитское население Палестины (т.н. ...