История некоторых архитектурных памятников города

Информация » Постройки петровского времени в Петербурге » История некоторых архитектурных памятников города

Страница 4

В отделке внутренних помещений использовались золото, серебро, мрамор, самые дорогие сорта дерева, декоративная живопись и лепка, расписные голландские плитки, античная и современная итальянская скульптура, большие венецианские зеркала, хрустальные люстры, гобеленовые и шелковые китайские обои. Мебельные гарнитуры были не менее роскошны - стулья и диваны с княжескими гербами на высоких спинках, столы на золоченых ножках. Во дворце хранились богатейшие для своего времени собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, нумизматики.

В отличие от Петра I, предпочитавшего скромность в быту, Меншиков любил роскошь и жил на широкую ногу. Его дворец был самым большим и роскошным зданием Петербурга петровских времен, превосходившим даже царские хоромы. Поэтому именно дворец светлейшего князя часто служил местом торжественных официальных приемов, знаменитых петровских ассамблей и празднеств.

Дворец был настолько великолепен, что поговаривали, что свои хоромы Меншиков построил на "сэкономленных материалах да на казенных деньгах", и будто бы Петр I, узнав об этом, вызвал к себе светлейшего князя и поколотил его своей дубинкой.

После смерти Петра I Меншиков помог Екатерине I взойти на престол, и в годы ее царствования был фактическим правителем России. Но в 1727 году князьям Долгоруким удалось восстановить против него Петра II: Меншикова обвинили в государственной измене и хищении казны и сослали сначала в Раненбург, затем в Березов. В 1728 году все имущество светлейшего князя, составлявшее на тот момент 90 тысяч душ, многочисленные деревни, 13 млн. рублей, несколько сотен пудов золота, серебра, бриллиантов и др., было конфисковано, а сам дворец был передан Сухопутному шляхетному (впоследствии - Первому кадетскому) корпусу. Для нужд этого учебного заведения возводились новые здания и флигеля, а в бывшем дворце были проведены значительные переделки. В 1888 году значительную часть дворца занял Музей Первого кадетского корпуса.

Революционные события начала 20 века пагубно сказались на внутреннем убранстве дворца: его залы были разграблены, а музей разорен и закрыт. В советские годы в здании размещались различные учреждения, и лишь в 1967 году оно было предано Государственному Эрмитажу.

После реставрации, осуществленной в 1970-х годах, во дворце разместилась экспозиция Государственного Эрмитажа, посвященная русской культуре начала 18 века. В 1981 году музей принял первых посетителей.

Дворец хорошо сохранился и имеет большую архитектурную ценность, как одна из самых первых построек петровского времени.

Меншиковский дворец — во многом примечательная постройка. В ней сосуществуют как исконно русские, так и свойственные западноевропейской архитектуре строительные приемы. Так, например, поэтажное применение ордера в декоре фасада восходит к палаццо итальянского Возрождения, а целая "коллекция" сводов заимствована из арсенала древнерусского зодчества. Последнее доказывает, что в Петербурге работали мастера — выходцы из разных городов России.

Первый "Зимний дом" для Петра I был построен в 1711 на берегу Зимней канавки, второй – на месте современного Эрмитажного театра (1716-19, арх. Г.И. Маттарнови; перестроен в 1720-х гг., арх. Д. Трезини). В1732 В.В. Расстрели начал постройку третьего Зимнего дворца с фасадами на Неву и Дворцовую площадь (неоднократно перестраивался). Четвертый (временный) деревянный Зимний дворец был построен Растрелли в 1755 на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки (уничтожен в 1762). Ныне существующий, пятый Зимний дворец построен в 1754-62(арх. В.В Растрелли) на месте разобранного третьего. Здание решено в виде замкнутого каре с внутренним двором; фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Грандиозные размеры здания (более 1000 помещений) и его различно решённые, согласованные с окружением фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн (изменяя интервалы между колоннами, Растрелли то собирает их в группы, то, широко расставляя, обнажает плоскость стены) создают впечатление пластичной мощи, торжественности и великолепия. Пышная отделка фасадов (сложная рельефная орнаментика, декор, скульптура над парапетами и многочисленными фронтонами, кованые узорные решётки) и расположенных анфиладами интерьеров подчёркивает парадное назначение сооружения. Интерьеры Зимнего дворца неоднократно перестраивались. В 1892-94 обветшавшие скульптуры из пудожского известняка заменены пустотелыми, выбитыми из листовой латуни.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Хлудневские сопелки и гремотухи
Деревня Хлуднево стоит в логу, сразу не увидишь. Все в деревне Хлуднево из глины умели делать: кирпич для стройки, посуду в обиход, а «сопелки» да «гремотухи» - для ребят. Игрушечное дело считалось чисто женским ремеслом, и деньги, выруче ...

Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика, формирование
Стратегическая цель развития библиотек России связана с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как професси ...

Как устроен тартан
Сначала на ткацком станке формируется основа, то есть набор разноцветных продольных нитей (wrap), которые затем будут переплетены поперечными нитями (уток, weft). Основа состоит из повторяющихся последовательностей нитей (sett), которые з ...