Социокультурные сдвиги 1990-2000- х годов

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Социокультурные сдвиги 1990-2000- х годов

Страница 1

Картина массового чтения россиян- в сравнении с позднесоветской ситуацией и с годами «перестройки», тогдашним повышенным спросом на прежде недоступную культурную продукцию, небывалым взлетом тиражей газет, тонких и толстых журналов- на протяжении 1990-х и, особенно, 2000-х годов заметно изменилась. Определяющими здесь выступают несколько взаимосвязанных социокультурных процессов. Все они в конечном счете связаны с разложением советского общества: его централизованно-бюрократической системы мобилизационных механизмов населения, его единообразной модели социализации и идеологического внушения. Эти процессы проходили на фоне крупномасштабных и противоречивых экономических изменений (внедрение начал рыночной экономики, обеднение большинства групп российского населения), сдвигов в системе политических институтов (внешняя демократизация, которая во многом повлекла за собой массовую потерю доверия к социальным институтам вообще, включая, среди прочих, школу и библиотеку). Мы считаем важным привлечь внимание к следующим процессам, имеющим самое непосредственное и сильное воздействие на массовое чтение, деятельность библиотек в стране.

Распад советской интеллигенции и ее просветительской идеологии к середине 1990-х гг, фактический уход с культурной авансцены этой группы служащих государственных учреждений культуры и образования вместе с их групповыми представлениями о культуре, литературе, чтении и с привычками, устоявшимися формами трансляции этих представлений (толстые журналы, литературоцентричное школьное образование).

Потеря ведущей культурной роли главным в советскую эпоху институтом организации чтения -государственной массовой библиотекой (как, впрочем, и государственными библиотеками всех других типов- научными, универсальными, национальными) в связи с прогрессирующим оскудением финансовых ресурсов, отставанием в комплектации книжных и журнальных фондов и с утратой основных функций: представлять «национальную» культуру в ее общезначимых и обязательных образцах, обеспечивать существование государственно-планируемой и финансируемой науки, поддерживать работу средней и высшей школы.

Разгосударствование и коммерциализация издательской деятельности в стране. Свыше двух третей книг и брошюр, выходящих сегодня в России, опубликованы негосударственными издательствами 9это относится к количеству названий, если же брать тиражи, то есть реальные экземпляры, предназначенные для продажи, то доля негосударственной книжной продукции превышает 90% всего потока). Люди, принимающие решения в данной сфере, а это такие новые для книжной и литературной культуры социальные роли, как директор издательства, менеджер по продажам, руководитель отдела маркетинга -часто исходят сегодня из императивов максимума прибыли в минимум времени. Понятно, что они концентрируют свою деятельность преимущественно на самой массовой по направленности и серийно-типовой по изданию литературе-«спрашиваемых» книгах, выпуск которых не требует особых затрат, возможен в кратчайшие сроки и столь же быстро приносит прибыль. Представления о литературе, образ книги, фигура автора все чаще выступают сегодня продуктом массмедийных, рыночных технологий, причем в самых «агрессивных» вариантах (промоушн, публичный скандал, телевизионная «раскрутка»).

Формирование (в наиболее активной фазе- за 2000-е годы) системы «глянцевых» журналов, демонстрирующих образцы модного потребления и стиля жизни наиболее зажиточного меньшинства российского населения, успешной «офисной» молодежи крупнейших городов и т.п. Этот тип печатных коммуникаций, с одной стороны, тесно связан с системой аудиовизуальных СМИ, с другой- включен в процессы формирования и циркуляции моды, с третьей- претендует на роль культуры и выступает сегодня, по крайней мере для большинства российской молодежи и молодых взрослых, рекомендателям любых покупок, от мехов и драгоценностей до дисков, фильмов и книг.

Развал прежней системы централизованного книгораспространения, разрыв между «центрами» и периферией общества, его наиболее благополучной частью, которая может и предпочитает покупать книги (а не брать их в библиотеках), и большинством остальных, которые тем или иным способом, пассивно либо чисто реактивно адаптируются к нынешней ситуации. Жителями села и городов с населением меньше 100 тысяч человек книжно-журнальная продукция стала по большей части недоступна, и руководители крупнейших издательств, по их собственным признаниям, не заинтересованы в подобном контингенте, а он в сумме включает две трети взрослого населения России

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Основные компоненты культуры
Основными компонентами культуры являются обычаи и нормы, а также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельн ...

Религия
Религия римлян древнейшего часа базировался главным образом на представлении о внутренних силах, присущий отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и покровителей мест, действий, состояние. К ним принадлежали гении (добрые ...

О русской культуре и природе как основе национального менталитета
Я отмечал уже, как сильно воздействует русская равнина на характер русского человека. Мы часто забываем в последнее время о географическом факторе в человеческой истории. Но он существует, и никто никогда его не отрицал. Сейчас я хочу ск ...