Дымковская игрушка

Информация » Промыслы русской художественной керамики » Дымковская игрушка

Страница 1

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская игрушка. Название игрушки происходит от слободы Дымково, ныне район г. Вятки, где производство игрушек уже в начале XIX в. приобрело самостоятельное значение. Промысел обычно носил семейный характер – игрушку лепили женщины и девочки, приурочивая ее изготовление весенней ярмарке.

Игрушечный промысел в Вятке, видимо, возник в глубокой древности. Многие исследователи связывают изготовление глиняных свистулек с вятским весенним праздником «свистопляской», имеющим языческие корни и посвященному солнцу. Участники праздника свистели в глиняные игрушки и перекидывались расписными глиняными шариками. Культовое значение праздника давно было утрачено, но сам ритуал сохранялся до начала XX в.

Возрождение промысла связано с именами А.А. Мезриной, потомственной мастерицы, сохранившей приемы лепки и росписи игрушек, и художника А.И. Деньшина, автора первых монографий о дымковском промысле.

Дымковская игрушка – обобщенная декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полосок, клеток, волнистых линий яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке образами являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Все они явно пришли из XIX в., но в 60-80-е годы XX в. обновляются, переосмысливаются и, почти не меняя своего облика и костюма, становятся «воспитательницами в детском саду», «учительницами», «колхозницами», «доярками». Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и тоже время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах и передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки.

Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительным белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 4-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносились торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти.

Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черного цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Жанровая живопись
Основная проблематика жанровой живописи – национальный быт, человек новой Голландии в своей жизненной среде – складывается в 20 – 30-е годы. Тогда же возникает новый тип жанровой картины – небольшая мелкофигурная композиция, изображающая ...

Традиции, вошедшие в привычку
Китай – это страна с неистребимыми обычаями. Там женщины совершенно изолированы от мужчин, а нравы и обычаи преподаются в школах. Там ученого узнают по непринужденности его поклона. Эти обычаи, раз навсегда принятые за правила важными уче ...

Рок в жизни и в книгах
Там убоятся они страха, где нет страха. (Пс. 13:5) Мы вот ругаем рок-музыку . и правильно делаем! Но нельзя не учитывать тот факт, что через нее многие молодые люди приходят в Церковь. Архиепископ Александр (Могилев) председатель В ...