Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Информация » Прошлое и будущее: экспозиционная деятельность в музеях » Современный этап развития музейной экспозиции в Украине

Страница 2

Экспозиционное творчество является ничем иным, как средовым творчеством. В его задачу входит комплексное создание „концептуально” обусловленной среды, органически включающей в себя определенное соотношение ряда компонентов – тематики, архитектуры, декорирования, дидактического материала. Этот ряд компонентов, объединенный единым замыслом несет большое количество информации и является одним из главных каналов музейной коммуникации. Все вместе и является современным понятием музейной экспозиции (а это труд музейного работника, художника-экспозиционера и т.д.).

Если экспозиции прошлых лет (конце 20го века) тяготели к статическому типа, то последние годы привнесли в музей динамику, выразившуюся не столько в привлечении современных технических средств, сколько в динамизме авторской интерпритации показываемой темы. Кроме того, экспозиция наших дней все больше приобретает черты игры.

Попытаемся проанализировать эту ситуацию с точки зрения эволюции организации музейной экспозиции. Все началось с Античного периода: по многим признакам музей близок к храму (именно туда древние греки и римляне приносили подношения своим богам, которые в последствии стали основой комнат редкостей, галерей и т.д). Таким образом, первоначально предмет был включен в определенный визуально-концептуальный ряд (предметы одной стилистики, однородных материалов, посвященные одному и тому же). В дальнейшем концепция экспозиции зависела от типа культуры, от господствовавших в том время эстетических критериев, моды, интересов. Как мы уже знаем, с эпохой Ренессанса связано появление первых музеев и развитие искусства организации экспозиции. Вплоть до 20 века экспозиция создавалась на принципах созерцательности, описательности, иллюстративности.

20 век стал новатором и создателем огромного количества вещей и изобретений, это так же наложило свой отпечаток и на характер экспозиции, на характер восприятия зрителем экспонатов, вообще на тематику самих выставок и собраний. Появляются труды по выставочной деятельности, систематизирующие накопленный опыт, дающие представление о труде музееведов из других стран. Все это делает работу музееведа 20века более сложной, но и более интересной.

В наше время появляются новые возможности для людей, которые занимаются экспонированием. Тут на помощь приходит техника: фото-, кино, аудио-, компьютерная. Все, что можно сделать в музее с помощью этих видов техники общедоступно, общепонятно (так как является языками-интеграторами массовой культуры). Эти „языки-интеграторы” меняют и саму суть экспозиции, ведь меняется форма передачи информации. Меняется форма передачи информации, меняется и темп построения визуально-вербального ряда (убыстряется, становится более динамичным), увеличивается количество информации, которое интересует зрителя, но и то, что он может воспринять.

Кроме того, современная экспозиция отличается масштабностью: экспозиция может распологаться на больших пространствах, включать в себя архитектурные комплексы, так же может включать в себя определенный театральный сюжет, сценарий, т.е. тяготеет к театру, фильму, сюжетному действию. В этой ситуации экспонат, имевший на протяжении уже двух-трех веков главное значение, приобретает глобальное значение, включаясь в различные уровни понимания смысла экспозиции. Кроме того, в современных экспозициях также используются приемы современного изобразительного искусства – коллаж, ассамбляжа в рамках постмодернизма.

Таким образом, современные тенденции выражены в стремлении к синтезу видов и жанров искусства, к соединению всего этого разнообразия, которое предлагает современная культура в экспозицию. Экспозицию, которая будет удовлетворять взыскательный вкус современного посетителя, выросшего на телевидении и Интернете.

Если начать описывать современное положение западных музеев, то тут следует упомянуть использование новейших технологий в создании музейной экспозиции, совершенствование уровня дизайна экспозиции. Это все привело к перенасыщению музейной экспозиции технологиями, что превратило музей в некий такой же функциональный, технически не живой объект, как автомобиль или новейший интерьер (например, экспозиция искусства Древнего Египта музея Метрополитен в Нью-Йорке, экспозиция Музея прикладного искусства в Праге и т.д.)

Что же касается современных отечественных музеев, то тут несколько иная специфика в силу давлеющего груза традиций Советского союза. Наш музей лишен того максимума технологий, которыми свободно пользуются на Западе. В этих стесненных условиях музееведы старались и стараются всеми доступными способами привлечь посетителя и составить наиболее привлекательную и интересную коллекцию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Погребальный обряд, как обряд перехода
Термином "погребальный культ" принято обозначать совокупность религиозных обрядов, относящихся к умершим, и связанные с этими обрядами верования. Обряды и верования, связанные с покойниками, занимают более или менее видное место ...

Социально-культурной деятельность Домов культуры
Исторический и современный склад социально-культурной деятельности в России не только представляет собой исключительную научно-документальную ценность, но и содержит опыт великих деятелей искусства и культуры, отдавших нам – своим потомка ...

Позднее средневековье
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, ...