Система воспитания и образования
Особую роль у римлян отыгрывало семейное воспитание. Дети воспитывались в духу уважения к верованиям и обычаям предков, безоговорочного покорения родительской власти. Настоящий гражданин у римлян - это послушный сын и дисциплинирован воин. Стародавнее законодательство предусматривало суровое наказание за нарушение родительской воли, в этом же направлении действовала государственная религия с ее обожествлением гражданской и военной добропорядочности. В V ст. к н.э. появились элементарные (в переводе из латыни - основные) школы, где учились главным образом дети свободных граждан. Предметы - латинский и греческий языки, письмо, чтение и счет. Позднее среди знатных и зажиточных семей приобрела распространение домашнее образование. В II ст. к н.э. возникли грамматические и риторские школы, которые также были доступные только для детей богатых римлян. Риторские школы были своеобразными высшими учебными заставами (ораторское искусство, право, философия, поэзия). Постепенно юристы-учителя образуешь довольно стойкие группы, которые получили название "кафедры". За таким же принципом оформляются кафедры риторики и философии, медицины и архитектуры. Несколько высших школ возникает в II ст. н.э. (Рифм, Афины). Студенты, которые приезжали приобретать образование по разным частям Римского государства, объединялись у землячества-"хорьки".
В период республики обучения было частным, и государство у него не вмешивалась. Однако во времена империи государство начало контролировать систему образования. Учителя превратились на оплачиваемых государственных служащих. Согласно размерам кожного города устанавливалось количество риторов и грамматиков. Учителя пользовались возле привилегий, а в IV ст. н.э. все кандидатуры преподавателей подлежали утверждению императором. Такая система имела и положительные, и отрицательные следствия.
Наука. Римлян должен суметь освоить и переработать накопленный наукой разных стран потенциал и, развивая его, достичь наиболее значительных результатов, особенно в тих областях знаний, где возможное практическое применение научных достижений.
На римской философии наисильнейший обозначался греческое влияние, тут не сложилось ни одного оригинального направления. Популярность получили прежде всего морально-этические учения. Почти официальной доктриной римского государства став стоицизм, который видел цель философии в том, чтобы указать путь к счастью. Выдающимся представителем этого направления был Сенека. Он отыгрывал заметную политическую роль при императоре Перроне, но закончилась его карьера трагически. Заподозрив судьба Сенеки в заговоре, Нерон принудил философа покончить жизнь самоубийством. Сенека прежде всего разрабатывал проблемы практической морали: преодоление страха смерти, важность сдержанности, этическое равенство людей, существование судьбы. Философская разработка такого круга идей разрешает считать учение Сенеки одним из источников христианской этики.
Заметным взносом римской науки было создание целого ряда энциклопедических работ, которые систематизировали знание, накопленные в разных сферах. Так, основные идеи античной материалистической мысли об атомах, о смертности души, независимость природы от воли богов излагает Тит Лукреций Наказаний в научно-просветительской поэме "О природе языков". Классическая работа из географии принадлежит Страбону, который собрал в своей "Географии" все существующие сведения о странах и народах - от Британии до Индии. Птолемей, обобщая астрономические наблюдения, разработал геоцентрическую модель мира, согласно которой вокруг Земли, которая имеет форму шара, оборачиваются Солнце и другие планеты. Эта модель оставалась господствующей к Новому часу. Главной фигурой античной медицины и неопровержимым авторитетом на протяжении дальнейшего тысячелетия был Гален, который изучал нервную систему, спинной мозг. Галену принадлежит первая в истории науки концепция кровообращения.
Учитывая особое отношение римлян к своему государству поняла исключительная роль исторической науки в Старинном Риме. Историками часто становились люди, которые занимали высокое общественное положение и брали активную судьба в политической жизни. Исторические произведения принадлежать Юлию Цезарю ("Записки о гальскую войну"). Близким к Октавиана Августа был Тит Левой, произведения которого являются почти единым источником для изучения ранних периодов в истории Риму. Тацит нарисовал картину римской истории времен империи, уделив значительное место варварским племенам, которые нападали на Рифм, вспомнив среди других и венедов (одна из названий славянских племен в старину). Одним из популярнейший историков мира остается Плутарх, который избрал жанр исторического портрета. Его произведения и сейчас выдаются большими тиражами, читаются. В "Сравнительных жизнеописаниях" он отыскивает параллели в греческой и римской истории через рассмотрение биографий прославленных людей".
Другие статьи:
Система финансирования учреждений культуры и искусства г.Тюмени
До сих пор финансирование организаций культуры осуществляется по принципу подчиненности – из бюджета того уровня, в чьем ведении она находится. Однако тех мизерных ресурсов, которыми обеспечивает «свои» организации культуры ведомственные ...
Синкретизм в первобытной культуре
Духовному миру первобытного человека (а, следовательно, и культуре) был свойственен синкретизм, т.е. слитность, нерасчлененность различных форм сознания между собой, их вовлеченность в практическую жизнь. Человек еще не научился восприним ...
Компьютерная компетенция библиотекарей: структура, диагностика,
формирование
Стратегическая цель развития библиотек России связана с актуальной потребностью современных российских библиотек в развитии персонала. Развитие персонала библиотеки подразумевает повышение престижа библиотечных профессионалов как професси ...
Разделы