Культура как совокупность «средств общения»
В каждой работе Г. Маклюэна можно чётко проследить три основных направления.
Первое направление посвящено искусству, которое можно рассматривать, как процесса познания, относящегося к символическим средствам, их мы можем наблюдать в самых различных визуальных обращениях - это может быть, как произведение искусства, так и реклама.
Для Г. Маклюэн является типичным рассматривать искусство, как познание, поэтому в работе «The Mechanical Bride» он постарался, как можно больше внимания уделять непосредственно поиску взаимосвязей между поп-культурой и искусством. За основу он брал печатную рекламу, доказывая, что в каждой рекламе присутствуют символические элементы, поэтому она потихоньку становится одной из разновидностей фольклора. А в «Culture is Our Business» реклама представлена, как «пещерное искусство двадцатого века» (хотя, несмотря на все нападки на рекламу, Г. Маклюэн относился к ней положительно).
Второе направление связано с тем, как используется технология для расширения возможностей человека, суть этого направления заключается в том, что практически любое послание по содержанию находится под влиянием технологий, которые потом используется для распространения информации.
Книга «Understanding Media», стала стартом для разработки этого направления. Его анализ в книге начался с таких слов:
«Наша культура, уже очень давно привыкла к дроблению и разделению всех вещей, чтобы мы могли ощущать их, как средства контроля, но для многих откровением становится тот момент, что в действительности всего лишь носитель информации уже может быть посланием. А если объяснить не научными терминами, то возможны любые изменения личностного и социального характера после использования медиа-средств. Мы, «растём» в моральном смысле этого слова, после любого события, которое происходит в нашей жизни, даже если это реклама или развитие какой-то новой технологии, которые мы ещё не используем, но уже о ней знаем».
Г. Маклюэн также описывает возможные положительные и отрицательные эффекты проявления данного утверждения. Например, автоматизация производства облегчает человеческий труд; но в тоже время у человека появляется новая роль во взаимодействие с машиной, также заменяются связи, которые разрушает машинная революция.
Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди. Люди, по его мнению, входят спиной в будущее. «Непонимание того, как использовать новые знания растет по экспоненте»,- писал Маклюэн, - «Технологии – это не просто изобретения, которые используют люди, это средства, с помощью которых люди создаются заново…. Будущее – адрес нашего проживания».
Третье направление – это убеждение Г. Маклюэна в том, что переворот в культуре влечет за собой смену исторических эпох и происходит каждый раз тогда, когда появляется новое средство сообщения. Исходя из того, что культура – это совокупность средств сообщения, формирующих сознание людей, а в конечном счете и их образ жизни, Г. Маклюэн предложил оригинальную классификацию культурных эпох:
Эпоха «дописьменного варварства» характеризуется наивно-непосредственным отношением людей к окружающей среде. Их высшим коммуникационным достижением была членораздельная речь, воспринимаемая слухом, отсюда - формирование «человека слушающего». «Человек слушающий», использующий естественные коммуникационные каналы, жил в открытом акустическом пространстве, был лично сопричастен происходящим вокруг событиям, что способствовало гармоническому развитию его психического мира.
Дописьменная культура ориентирована на будущее, она выделяет огромное внимание ритуалам, гаданиям, пророчествам. В условиях племенного общества формируется и развивается новое культурное поле, которое обеспечивает взаимодействие людей и преемственность поколений. Этим новым культурным полем является язык, который обеспечивает не только непосредственное общение людей и трудовую деятельность, но и создает предпосылки для появления другой – идеальной, или духовной, стороны культуры. Этот период существования человечества самый длительный, с точки зрения хронологии. Он начинается от нижнего палеолита (древнего каменного века) – более миллиона лет тому назад и длится для некоторых этносов, живущих в особенно изолированных условиях, до настоящего времени.
Другие статьи:
Портрет эпохи
Из биографических сведений известно, что сам Булгаков воспринимал свой роман как некое предупреждение, как сверхлитературный текст. Уже умирая, он попросил жену принести рукопись романа, прижал к груди и отдал со словами: «Пусть знают!»
...
Наука
Современная историческая наука исходит из того, что евангельские рассказы об Иисуса имеют под собой историческая подпочва. Большинство историков соглашается на мысли, что Иисус (который родился в 4г. н.э.) был реальным подвижником и пропо ...
Фараон как воплощение бога Ра в египетской культуре
Известно, что в египетской культуре фараон — не только царь, но и живой бог, Воплощение Ра. Объяснение этому простое, по мере возрастания роли египетских фараонов складывалось своеобразное противоречие:
- с одной стороны, именно боги упр ...
Разделы