Развитие духовной культуры киргизского народа

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие духовной культуры киргизского народа

Страница 5

Борьба шла на два франта – как против колонизаторской царской политики, так и против фанатизма и реакционности представителей местной феодальной верхушки, в том числе и мусульманского духовенства.

Общение трудящихся масс русского и Центрально – азиатских народов сближало их, а жесточайшая эксплуатация, которой они все подвергались, способствовала созданию предпосылок для общей борьбы против угнетателей и эксплуататоров.

Развитие культуры Центрально-азиатского народа во второй половине XIX – начале XX в. шло под непосредственным и благотворным влиянием России. На это развитие, несомненно, наложили свой отпечаток прогрессивные последствия вхождения Центральной Азии в состав России.

Как известно, этим историческим актом был положен конец мучительному гнету и произволу феодалов окраин, а народы окраин были спасены от порабощения отсталыми странами Востока. В дальнейшем Россия оказывала ощутимое влияние на экономическую и культурную жизнь народов национальных окраин. В первую очередь русское влияние проникало через крестьян – переселенцев и самовольцев, с которыми больше всего общались среднеазиатские бедняки – дехкане в повседневной жизни.

Усилился переход Средней Азии к земледелию вообще, а бедняков – к прочной оседлости. Заметные изменения происходили в киргизском земледелии: получили распространение новые сельскохозяйственные орудия и машины, что способствовало значительному увеличению посевных площадей;

Начало развиваться садоводство, бахчеводства и пчеловодство. В сельское хозяйство начали проникать агрономические и ветеринарские знания.

Производство продукции земледелия и животноводства постепенно начало приобретать товарный характер. Расширение торговли, появление и развитие крупных населенных пунктов и городов, положение колесных дорог и устройство конно-почтовой связи и телеграфного сообщения и др., способствовали разложению патриархально – феодальных и зарождению капиталистических отношений в крае.

Естественно, что все новые явления, возникавшие в Центрально – азиатском обществе, в свою очередь, отразились на духовном мире окраин, внесли заметные изменения, прежде всего, в характер и содержание народного фольклора и творчества.

«Подлинную историю трудового народа, - говорил великий писатель, нельзя знать, не зная устного народного творчества. От глубокой древности фольклор неотступно и своеобразно сопутствует истории. И действительно, нельзя изучать историю какого либо народа, не зная, какую оценку тому или иному событию, явлению в жизни общества давал сам трудовой народ – подлинный творец истории. «Все величайшие завоевания человеческой культуры, весь ее прогресс были всегда органически связаны с творческим гением самого народа. Все успехи в развитии не только материальной, но и духовной культуры уходят своими корнями в творчество народа, в его жизненный опыт».

В киргизском обществе как обществе классовом господствующей была культура баев и манапов. Но наряду с этим в нем имелись и элементы демократической культуры, которые крепли и развивались под влиянием передовой культуры русского народа. Общение с русским народом, знакомство с его культурой и общественной жизнью поднимает сознания киргизской бедноты, выдвинувшей своих идейных защитников в лице народных акынов: Токтогула Сатылганова, Тоголока Молдо, Барпы Алыкулова и певцов – обличителей: Калыка Акиева, Алымкула Усенбаева и др. Будучи выходцами из трудовых масс, они выражали их интересы, разоблачали эксплуататорскую сущность манапов и баев, царских колонизаторов – виновников бедствий и страданий народа. В их творчестве звучал протест народа против социальной несправедливости, воспевались идеи дружбы народов и их стремление к свободе. Они видели перспективы приобщение Киргизии к России, хозяйственного и культурного роста края, разъяснили киргизам, что у простых русских людей есть справедливость и знания, призывали учиться у них.

После присоединением Средней Азии и Казахстана к России здесь был ликвидирован средневековый институт рабства и преданы забвению звериные законы ханства (отсечение рук, ног и смертная казнь по приговором казиев, заключение в подземные темницы – зинданы и т.д.).

Появление на территории Киргизии таких первых вестников культуры, как светские школы, лечебные и культурно – просветительные учреждения, сыграли немаловажную роль в приобщении местного населения к передовой русской культуре.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Японские праздники
К японским национальным праздникам относятся: новый год (1 января), день совершеннолетия (15 января), день основания государства (11 февраля), день весеннего равноденствия (21 марта), день зелени (29 апреля), день конституции (3 мая), ден ...

Царское село
В шведское время (1609—1702) на территории Екатерининского дворца существовала усадьба шведского магната — Сарская мыза (финск. Saari on myös — «возвышенное место»). Впервые это поселение упоминается в составе Никольского Ижорского п ...

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в п ...