Развитие духовной культуры киргизского народа

Информация » Развитие культуры народов Центральной Азии во второй половине ХIХ - начале ХIХ века » Развитие духовной культуры киргизского народа

Страница 3

Особую разновидность песен представляли песни – состязания (айтыш), исполнявшиеся во время своеобразных поэтических и музыкальных турниров между народными поэтами и акынами.

Фольклор киргизского народа богат также образными, меткими и умными пословицами и поговорками. Они – произведения народной мудрости, целая устная история, отражение многовекового опыта и пройденного пути народа. Пословицы и поговорки – это поистине целый океан народной поэзии и мудрости. Их творец – сам народ, прежде всего его трудовая масса. Пословицы и поговорки отразили историю народа, его социальное положение, язык и национальный – характер. «Именно пословицы и поговорки, - писал А.М. Горький, - выражают мышление народной массы в полноте особенно поучительной .».

Киргизские пословицы и поговорки в образной форме прививали любовь к родине и своему народу, чувство мужества и отваги, порицали пороки, осуждали зло. Многие из них были тесно связаны с кочевым хозяйством и военным бытом народа. Например пословица: «Эр жигит, эл четинде, жоо бетинде» (храбрый джигит всегда на границе, перед лицом врага).

В памяти народа надолго сохраняются имена лучшие манасчи. Знаменитыми сказителями эпоса «Манас» второй половины XIX и начала XX в. были Тыныбек, Найманбай, Акылбек, Дикамбай, Чоюке, Сагымбай и т.д. «Манас» продолжает занимать почетное место литературной жизни киргизского народа и в наши дни. Среди киргизов трудно найти человека, который не знал хотя бы отрывка из эпоса. Феноменальным сказителем нашего времени является Саякбай Каралаев. Выдающийся знаток восточного эпоса, казахский писатель Мухтар Ауэзов назвал его «легендарным эпиком», «современным Гомерон», «Рапсодом XX века». В этой восторженной характеристике нет преувеличения; вряд ли где–либо можно найти человека, знающего наизусть около миллиона стихотворных строк.

Политически острее звучат фольклорные произведения более позднего времени, примерно начала XX века. В них яснее чувствуется различие классовых точек зрения. В фольклоре немало политически острых, художественно совершенных пословиц, поговорок и сказок, которые, несомненно, отражали мировоззрение трудящихся того времени.

Пословицы и поговорки особенно богаты замечательными этическими и эстетическими суждениями, поучительными наставлениями; значительное место в них уделено умственному воспитанию людей.

Умом многого достичь можно,

Техникой многого достичь можно.

Силой одного можно победить,

Знанием тысячи можно свалить.

У кого знания – тому мир светлый,

Знания – источник учебы.

Знания – путь в жизни освещают,

Сила – в знаниях.

Искусный против течения плывет. Так отразилось в пословицах и поговорках рассматриваемого периода распространение просветительных идей среди киргизского народа, вызванное тем, что по мере все большего сближения киргизов с великим русским народом и ознакомления с его экономикой и культурой киргизский народ начал сознавать явную пользу знаний.

В связи с ломкой старого и рождением нового, в устном народном творчестве обнаруживаются две тенденции, которые все более отчетливо выступают как противоположные друг другу направления: реакционно–феодальное, с одной стороны, и прогрессивно – демократическое – с другой. Классовом обществе господствующей была культура баев и манапов, наряду с нею имелись и элементы демократической культуры, которые крепли и развивались под влиянием русской передовой культуры.

Киргизская знать, как носительница господствовавших феодально–клерикальных тенденций, выступив под флагом борьбы за «чистоту национальной культуры», «Национальной традиции», боролась против влияния на киргизов передовой русской культуры, она боялась пробуждения революционного самосознания народа, его растущих стремлений к свету, знанию и просвещению.

В противовес господствующей идеологии феодальной верхушки в киргизском устном творчестве выступали элементы демократической культуры, «ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую.

В своих произведениях великий акын Токтогул не только повествовал о тяжелом экономическом положении и политическом бесправии трудящихся, но и призывал их к борьбе с эксплуататорами за народную свободу и счастье. Народные акыны видели в историческом акте приобщения Киргизии к России пути дальнейшего хозяйственного и культурного роста, пути завоевания счастливой доли.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Храмовая культура
Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальных культур; это находило выражение в особенностях ...

Вилла Роббиа
Регулярные полоски виллы в Массаньо, поперечные и в елочку, поначалу шокируют, но агрессивная внешность резко контрастирует с интерьером этого уютного дома. Прямоугольный объем дома глубоко погружен в землю, но его лицевой фасад, значите ...

Программы пропаганды защиты культурного наследия
Чтобы успешно пропагандировать идеи сохранения культурного наследия правительствам, корпоративным и частным благотворителям и общественности в целом, его защитники должны обладать широким пониманием его истинной ценности и почему его необ ...