Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Типология способов хозяйствования в учреждениях культуры и искусства

Страница 3

В плохом состоянии находится материально-техническая база учреждений культуры. На начало 1991 года 12,9% зданий массовых библиотек и 26,4% зданий клубов требовали капитального ремонта, а в аварийном состоянии находились соответственно 2,7% и 4,3 %. Крайне ограниченные ассигнования из российского бюджета на социально-культурные нужды не позволяют изменить это положение в лучшую сторону; напротив, будет все более сказываться не встречающая ощутимого противодействия разрушительная работа времени. [32, с.115]

Войти в рыночную экономику культура может, естественно, только отправляясь от собственной и очень действенной специфики. С одной стороны, это сфера в принципе однородна и может рассматриваться как отвечающая общекритериальным требованиям, лежащим в основе собирательного понятия «отрасль». С другой стороны, в сфере культуры действуют, если смотреть на дело с позиций товарно-денежных отношений, два сектора: коммерческий и некоммерческий. Существует мнение, что в коммерческом секторе преимущество получает тот, кто в наибольшей мере отвечает запросам широкой публики; в некоммерческом же представлено подлинное искусство, которое удовлетворяет требованиям сохранения национально-культурного достояния, осуществляет интересные творческие эксперименты. Думается, что такого рода размежевание по принципу «либо - либо», хотя и не лишено оснований, все же чрезмерно жестко. Это касается и сути вопроса (почему, скажем, интересные творческие эксперименты должны заведомо исключаться из круга запросов широкой публики?) и напрашивающихся прикладных выводов. Бесспорно, что Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и т.п. – учреждения «большой культуры». Но разве зазорно для них заниматься определенной коммерческой деятельностью, например, оказывать дополнительные платные услуги населению?

Еще больше сомнений вызывает другая достаточно распространенная позиция, согласно которой культура как отрасль наряду с фундаментальной наукой, охраной природы и львиной долей здравоохранения относится к там называемому нерыночному сектору экономики. Но если так, исключительно из бюджета надо содержать не только, скажем, театры и цирки, но и всякого рода эстрадные шоу и т.п. Вряд ли здесь есть смысл обосновывать неоправданность такой позиции.

Как считает доктор экономических наук Рыбаков Ф.Ф., не отрицая в принципе возможность условного разделения отрасли культуры на коммерческий и некоммерческий секторы, надо все же рассматривать ее как единое целое, характеризующееся различным уровнем коммерциализации в зависимости от специфики той или иной формы. Культура как сфера человеческой деятельности имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно создать действенный механизм ее выживания в условиях рынка.

Во-первых, это уникальность и неповторимость ее результатов, а в ряде случаев и невоспроизводимость в классическом смысле; здесь налицо родство культуры с другими подсистемами духовного производства.

Во-вторых, культура интегрирует самую образованную и одаренную часть трудовых ресурсов. Это роднит ее с наукой.

В-третьих, материально-техническая база культуры, а также уровень и масштабы потребляемых его материальных ресурсов значительно отличаются от таковых в других отраслях народного хозяйства. Например, максимальный уровень затрат на материалы не превышает 10% от общей величины совокупных затрат (да и то лишь у самых крупных потребителей материалов – театров оперы и балета). Что же касается машин, оборудования и других элементов средств труда, то их доля в культуре чисто символическая. Этого не скажешь о науке, где современный эксперимент требует сложного и дорогостоящего оборудования.

В-четвертых, результаты культуры как сферы деятельности проявляются в обществе опосредованно и далеко не сразу: в достаточно широком объеме общество ощущает их лишь через два-три поколения.

Каковы же основные принципы экономической политики государства в области культуры с учетом ее места в народнохозяйственной системе? Не вызывает сомнения тот факт, что экономический механизм сферы культуры является неотъемлемой частью целостной системы хозяйствования. Хозяйственный механизм един. Однако, признавая это, неразумно игнорировать и особенности его в той или иной сфере. Это в первую очередь относится к сфере культуры (специфика финансирования, ценообразования, налогообложения, оплаты труда, гонорарной политики и т.д.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Воспитательное значение
Талантливое воплощение социальных проблем в искусстве, безусловно, обладает мощным воспитательным эффектом и учит человек обращать внимание на жизнь его ближних. Ещё греческие философы школы Аристотеля утверждали, что, сочувствие герою тр ...

Проблемы развития корпоративной культуры в современной России
Феномен корпоративной культуры является результатом взаимовлияния и взаимодействия феноменов культуры и корпорации - организации. Культура - это ядро концепций многих наук. Сам термин «культура» (cultura) - латинского происхождения и перв ...

Застольный этикет и традиционная пища народов Северного Кавказа
Застольного этикета ногайцев. Рассаживание членов семьи во время застолья происходило строго по правилам этикета. Согласно этикетной проксемике во время семейной трапезы почетное место – «тоьр» – занимал глава семьи, по правую сторону от ...