Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Страница 7

Тенденция преобладания частного телевидения и радио характерна для большинства европейских стран, которые оставляют в государственной собственности несколько станций.

В сфере печатных средств массовой информации также наблюдается тенденция увеличения доли частных предприятий и предприятий общественных организаций. Так, из 12000 печатных изданий государству принадлежит 2140, или 18%. Однако около 80% типографий принадлежит государству.

Таким образом, электронные и печатные средства массовой информации охвачены всеми формами собственности, включая иностранную собственность. Определенное распространение получили и смешанные формы собственности. Так, например, в телекомпании ОРТ, 51% акций которой принадлежит государству, 31% - консорциуму банков, 8% - Логовазу и 3% - Газпрому. В такой же форме собственности находится радиовещательная компания «Радио-1», «Маяк», в которых 51% акций также принадлежит государству. Среди крупнейших телевещательных коммерческих компаний следует отметить канал НТВ, 30% акций которого принадлежит самой компании, 60% - Мост-банку и остальные – учредителями (частным лицам). Крупным коммерческим каналом является и ТВ-6.

О степени распространения негосударственного сектора в культуре целом можно судить по некоторым общим статистическим данным, характеризующим развитие малого предпринимательства, полагая, что негосударственные предприятия в культуре существуют в форме малых предприятий.

В 1997 году в сфере культуры функционировало 43,9 тыс. организаций и учреждений, из которых 18,1% составляли малые частные предприятия, а государственные – 81,9%. Заметим, что в структуре собственности других отраслей народного хозяйства доля частных предприятий составляла 73,2%, общественных – 5,7, государственных – 6,1 и прочих, включая иностранные – 8,7%. Количество предприятий культуры с участием иностранного капитала составило в 1998 году 54 и занятых в нем 26 тыс. работников. Это свидетельствует о гораздо меньшей степени распространения негосударственных форм собственности в сфере культуры, чем в отраслях промышленности. Помимо причин, уже изложенных выше, это обстоятельство обусловлено особо рискованным характером бизнеса в культуре. Так, за январь-октябрь 1998 года количество вновь зарегистрированных предприятий культуры и искусства составило 3232, а ликвидировано 986. Большинство этих предприятий являются негосударственными, поскольку в этот период число государственной собственности в культуре осталось прежним.

Процесс формирования отношений собственности в сфере культуры не завершен и скорее находится на одной из первоначальных стадий. Исходя из отечественных и мировых тенденций, можно предположить, что картина собственности в этой сфере в ближайшее время будет меняться следующим образом. Стабильно государственной будет оставаться собственность на библиотеки, музеи, клубные учреждения (однако возможное развитие клубов по интересам может увеличить долю общественных образований), зоопарки, театрально-зрелищные, цирковые и концертные организации. Однако возможен некоторый рост частных организаций исполнительского искусства, в особенности в сфере шоу-бизнеса.

В то же время по мере выхода страны из экономического кризиса и повышения уровня доходов населения, а также выхода из творческого и экономического кризиса кинематографии будет расти количество частных предприятий в сфере производства, проката, показа фильмов, в том числе за счет приватизации государственных объектов кинематографии.

Аудиовизуальная сфера в целом, включая производство и распространение аудиовизуальной продукции и ее материальных носителей, технических средств воспроизведения, а также предприятия экранной культуры являются наиболее перспективными для внедрения частной собственности. Кроме того, в частной собственности будет находиться большинство инфраструктуры аудиовизуальной сферы и культуры в целом. Имеется в виду развитие деловых и сервисных, ремонтных и вспомогательных услуг и т.д.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Действенность речи
Действенность речи – ее коммуникативное качество, заключающееся в возможности решить именно ту задачу, которую говорящий ставил перед собой и аудиторией. Это формирование общего восприятия, но именно такого, какое планировалось коммуникат ...

Основные черты русского барокко
Для детального ознакомления с русским барокко имеет смысл разделить его на три основных направления: 1. "Церковное" барокко. 2. "Дворцовое" барокко - наиболее яркое и типичное. 3. "Стихийное", "народн ...

Искусство эпохи неолита
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000—3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захв ...