Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Информация » Организационно-экономическая деятельность учреждений культуры и искусства » Отношение собственности в сфере культуры и искусства

Страница 6

Возникновение негосударственных организаций культуры и искусства происходило либо путем постепенного отпачковывания от государственных организаций, либо создания новых предприятий.

Первый тип негосударственных учреждений культуры исторически связан с экспериментами, проводимыми в сфере культуры в 80-е годы с целью поиска новых методов хозяйствования и организационно-экономических форм культурной деятельности. В эти годы на базе государственных учреждений культуры появилось множество относительно самостоятельных любительских объединений, клубов по интересам, творческих студий, молодежных культурных центров, кооперативов.

Так, в 90-е годы существовало около 900 театров студий, появились коммерческие структуры в области продюсерской деятельности, в то же время в кинематографии при киновидеообъединениях и киноконцернах возникли хозрасчетные структуры, обладавшие творческой и хозяйственной самостоятельностью и работающие на договорных началах с организацией-учредителем (театром, киностудией, клубом, предприятием). Впоследствии многие из этих образований, сумевшие приспособиться к рыночным условиям хозяйствования, превратились в юридически самостоятельные частные организации.

Одновременно шел процесс создания новых организаций в сфере культуры и в особенности в аудиовизуальной сфере.

В конце 80-х годов наряду с традиционными государственными киностудиями было создано 100 студий нового типа, независимых от Госкино, а также база по прокату средств кинотехники. Кинопрокатные организации получили самостоятельность, было создано 130 кинообъединений, в которые первоначально входили и кинотеатры.

В эти же годы возникает сеть государственных, кооперативных и частных организаций видеопроката, количество видеосалонов, кафе с видеопоказом, видеотек и подобных заведений составило, по оценкам специалистов, десятки тысяч с годовым оборотом до 12 млрд. руб. Постановление Совета Министров СССР от 29 декабря 1988 года разрешило организацию и проведение развлекательных программ, платных творческих вечеров, развитие досуговых центров с использованием видеопроката.

В результате происходящих процессов в кинематографии в 1996 году сложилась следующая картина отношений собственности. В отрасли функционировало 38 государственных киностудий, большинство из которых располагало производственными мощностями, и 200 независимых студий частных и смешанных форм собственности. Последние, как правило, не имеют собственной материально-технической базы, производственных мощностей, зданий и сооружений и располагаются, поэтому на государственных киностудиях, арендуя их здания, сценические площадки и съемочное оборудование.

В 1995 году в стране функционировало 328 организаций, занимающихся дистрибьюцией и демонстрацией экранных произведений, 72 организации, оказывающие кино- и рекламные услуги, 52 предприятия, производящие оборудование и материалы для кинематографии.

В кинопрокате изменения собственности происходили также за счет создания новых прокатных организаций, чему способствовало массовое проникновение зарубежной кинопродукции, позволявшей в силу ее невысокой стоимости и относительно большого зрительского спроса достаточно успешно работать на российском кинорынке.

В российской системе радиовещания функционируют государственные (федеральные, региональные и муниципальные), общественные и частные телерадиокомпании. С 1991 года в стране было выдано 2000 лицензий на право телерадиовещания. В настоящее время действуют около 300 государственных и 500 частных вещателей. Среди государственных компаний свыше 10 федеральных и 92 региональных, что составляет 5,2% от общего количества зарегистрированных вещателей.

Крупнейшими государственными телерадиокомпаниями России являются РТР и Радио России, охватывающие вещанием большую часть населения. Основная часть эфирного и частично кабельного телевидения находится в негосударственной (частной, акционерной), а также смешанной собственности. Кроме того, в России работает свыше 20 телерадиовещательных станций, представляющих иностранную собственность и охватывающих около 9,5 млн. семей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Проблемы развития корпоративной культуры в современной России
Феномен корпоративной культуры является результатом взаимовлияния и взаимодействия феноменов культуры и корпорации - организации. Культура - это ядро концепций многих наук. Сам термин «культура» (cultura) - латинского происхождения и перв ...

Храм как носитель искусства
В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стор ...

Особенности средневекового миропонимания
Сознание средневекового человека, его система представлений и ценностей во многом отличаются от современных. Более того, некоторые средневековые представления и даже сам образ мышления могут показаться сегодня абсурдными. Главной доминан ...