Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Информация » Образ Чингисхана в устной и письменной культуре монголов

Страница 4

Бурятский монголовед Балданжапов отмечает, что по личностным качествам Темуджин значительно уступал своим братьям: «Хасар – воплощение всех добродетелей и героизма. Он честен и справедлив. Чингис же в противоположность ему коварен, несправедлив, вспыльчив». Как иллюстрация к этому – неблагодарное отношение Темуджина к братьям Хасану и Бэльгудэю. В «Золотом» и «Драгоценном» сказаниях упоминается, что Хасан и Бэльгудэй, отличившиеся в бою с тайчудами, нанесли обиду Чингисхану, поскольку Бэльгудэй в пылу сражения посадил его на коня левой рукой, что было воспринято, как знак неуважения. Это привело к ссоре братьев, поскольку Хасан и Бэльгудэй были уверены, что «владыка завоевал чужие племена лишь благодаря меткости Хасара и силе Бэльгудэя». Но и здесь в летописях нет единства: сказания XVII и XIX вв. о ссоре не упоминается. Подобная тенденция наблюдается и в случае с эпизодами, трактующими отрицательные качества Чингисхана: если в ранние летописи, особенно 2 «Золотых сказания» содержат эти эпизоды, то начиная с XVII в. летописи избегают этих сюжетов. Это – отражение процесса превращения Чингисхана из героя с эпическими чертами в образ идеального литературного героя.

Так, например, в некоторых сказаниях, получивших значительную «буддийскую обработку» и обработку китайской философией, Чингисхан обладает чертами идеального правителя. Влияние буддизма на монгольскую литературу в XVII в. очевидно. Например, Лувсан Данзан в своем «Золотом сказании» утверждает, что рождение Темуджина предсказал сам Будда: согласно этому преданию Чингисхан должен был появиться на свет через 3250 лет после нирваны Будды. Судя по всему, сам Чингис также верил в это предание, несмотря на то, что был шаманистом. В «Золотом сказании» есть любопытная легенда о том, как после похода на Тибет Чингис отправился в Индию; в пути на перевале Чадагрик к нему подбежал дикий однорогий зверь и трижды поклонился хану. Тогда хан сказал: «Говорят, это место, где родился Будда. Здесь не знающий речи дикий зверь поклонился. Если пойдем, что будет? Вероятно, небесный отец отговаривает», и повернул обратно. Автор возводит Чингисхана в ранг истинных буддийских правителей, тем самым, закрепляя его культ в монгольской историографии. У Лувсан Данзана Чингисхан – пример преданности интересам государства. Кроме того, в «Золотом сказании» Чингисхан – хранитель и создатель народной мудрости: ему, например, приписывается ряд поучений к братьям и сыновьям:

Не бойся, что далеко: пойдешь – доберешься,

Не бойся, что тяжело: поднимешь – преодолеешь,

Зубы, которыми едят мясо – во рту,

Зубы, которыми едят людей – в мыслях,

Телом крепкий побеждает единицы,

Душою крепкий – побеждает множество.

И впредь будете переходить реки широкие,

Совершать походы дальние,

Будете править множеством стран,

Покорив тело, покорите душу,

Если покорена душа,

Тело не уйдет никуда.

Таким образом, как мы выяснили, монгольское словесное искусство, испытанное за время своего развития иноязычным влиянием, демонстрирует огромное разнообразие в жанрах и источниках. И, что характерно, образ Чингисхана меняется в зависимости от источника. Прежде всего, Чингисхан – реальный исторический деятель, однако, попав в монгольский фольклор, его образ преобразовался соответствующим образом: он приобрел черты культурного героя, сакрального источника монгольских обычаев, навыков, народной мудрости.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Ирландское кружево сегодня
Сейчас интерес к этому рукоделию возрождается, во многом благодаря интересным моделям дизайнеров, использующих эту технику. Впрочем, востребованы не только современные модели - например, на бракосочетании Крон-принца Дании в 2004 невеста ...

Проблема лидерства в художественных коллективах
Лидерство свойственно каждой отдельно взятой группе. Тем более, что исполнительское искусство влечет выдвижение одних или отставание других. Лидерство хорошо изучено в зарубежной психологии. Лидерство – один из активных способов проявле ...

Исторические этапы формообразования
Кустарное, ремесленное производство (до 18 века) - предтеча дизайна: ручной труд примитивные орудия труда, примитивная технология, мало серийное производство, учитывались все потребности человека к вещи: полезность, функциональное совершен ...