Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков

Информация » Ориентализм в России на рубеже XIX-XX веков

Страница 8

Категоричность приведенных утверждений не случайна: статья молодой художницы в каталоге ее выставки носит характер манифеста, в котором провозглашаются новые эстетические «истины», как это было характерно для той эпохи. Этим объясняется и пророческий тон, в котором делается следующее предсказание: «Я убеждена, что современное русское искусство идет такими темпами и поднялось на такую высоту, что в недалеком будущем будет играть очень выдающуюся роль в мировой жизни». Если даже учесть и романтическую увлеченность, и темперамент автора, нарочитую тенденциозность и полемический задор, то и в этом случае надо будет отметить, что приведенные высказывания не носят импульсивного характера и не объясняются экстравагантностью эстетических воззрений. В основе их лежат достаточно серьезные размышления и наблюдения художницы, пришедшей к определенным выводам, о чем свидетельствует намеченная ею общая эволюция эстетического творчества (через всю историю человечества, начиная от каменного века!). Именно восточное искусство представляется Гончаровой искусством «с высокими и крепкими художественными традициями». С искусством Востока ассоциируются представления о «подъеме и расцвете искусства вообще». Исключение делается только для готики, за которой признается некое «переходное состояние», — она не вызывает у автора отрицательного отношения. Что касается современной художественной культуры Запада, то все в ней, так или иначе, объявляется «производным». Исконное русское искусство также связывается с Востоком: «Достаточно посмотреть на изображения арабские и индийские, чтобы установить происхождение наших икон и искусства, которое до сих пор живет в народе».

Сама постановка вопроса о наличии некоторых глубинных связей древнерусского и восточного искусства представляется вполне правомочной. Гончарова в своем увлечении Востоком вообще забыла о тех исторических связях с западноевропейской культурой, которые давно уже стали русской национальной традицией. В этом плане ее призыв ориентироваться только на Восток и его эстетическое наследие был не оправдан, носил характер еще одной утопии.

Все это лишний раз подтверждает сложность тех глубинных процессов, совершающихся в недрах искусства, которые связаны с претворением тех или иных традиций.

Русская художественная культура, впитывавшая на протяжении столетий многие достижения и Запада и Востока, складывалась как национальная и в то же время общечеловеческая. Это относится и к искусству конца ХIХ-начала XX века при всем специфическом своеобразии его развития.

Каждая культура – это часть единой человеческой цивилизации. У них есть общие черты и различия: когда большие, а когда – меньшие; многие культуры находятся в контакте на протяжении тысячелетий. Традиционно принято говорить о влиянии культур друг на друга, однако представляется, что точнее говорить о взаимодействии. Взаимные влияния складывались в многослойное и разнообразное взаимодействие и динамическое единство человека.

Коснувшись истории художественных связей России с Ближним Востоком в конце 19 – начале 20 века, мы воочию наблюдаем процесс развития активных творческих поисков. Русские мастера открывали в прекрасном восточном мире доброе творческое начало. Для многих из них эти встречи явились плодоносной почвой дальнейшего роста оригинальной творческой индивидуальности.

Культура стран Востока влияла на многих представителей западного искусства, причём, источником влияния далеко не всегда являлось непосредственное знакомство с Востоком. Русские художники гораздо больше работали с натуры, их произведения правдивы, многие, в определённой степени, документальны. В отличие от западных художников, Восток для русских мастеров не какая-то пряность, а простой народ, его будни, преисполненные нелёгкого труда, это доброта и постоянное ощущение национальной красоты этих стран.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Другие статьи:

Теории культуры немецкого Просвещения
Немецкие просветители внесли свой вклад в разработку теории культуры на заре становления культурологии. Яркими представителями немецкого Просвещения являются И.И. Винкельман, Г.Э. Лессинг, Ф. Шиллер, И.Г. Гердер и И. Кант. Особая роль в н ...

Парк независимости
Ганн Ацмаут является одним из крупнейших в Иерусалиме. Он находится между улицами Кинг Джордж, Гилель и Арон. В парке находится бассейн Мамилла - часть системы водоснабжения города еще со времен Второго храма. Бассейн Мамилла соединен во ...

Источники финансирования социально-культурных проектов
Как известно, в последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три гр ...