Российские святые на аланской земле

Информация » Осетинская культура » Российские святые на аланской земле

Страница 2

Кто знает, как бы в дальнейшем сложились отношения Алании и Руси, если бы в XIII веке не захлестнуло христианские народы потоком варварских нашествий. Но трагедия почти полностью уничтоженного трехмиллионного населения Кавказской Алании, простиравшейся от Азова до Каспия, разрушение городов и крепостей, прекрасных храмовых комплексов Архыза и Домбая не смогли вырвать светлый образ Иисуса Христа из народных сердец. Не удалось это ни татарским туменам, ни кровожадному Тимуру, ни шаху Аббасу.

Почти пятивековое существование Аланской епархии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих храмов, загнанные в горы, в последние века не имевшие грамотных священников, осетины перенесли дорогие для них имена христианских святых на древние горные святилища.

Сами места для молений в Осетии называются «дзуар», что означает «крест». Многие дзуары — это разрушенные церквушки Х—XIV веков.

Объявляют языческим святилищем и одну из главных святынь Осетии — Реком (памятник деревянного зодчества), не боясь Бога и «забывая», что цари Грузии, свершавшие паломничество к Рекому, не могли, в силу принадлежности к православию, молиться на языческих капищах. Еще в конце прошлого века исследователи Рекома видели в нем иконостас!

Одно из самых своеобразных сочетаний языческих и христианских традиций — святая роща Хетага.

Издавна была поставлена здесь маленькая деревянная часовенька с образом Георгия Победоносца, но она была сожжена в первые годы революции. С тех пор власти всячески пытались утвердить языческий смысл рощи — и немало в том преуспели .

В общем, уникальный случай. До появления казачьих станиц осетины были единственным европейским и христианским народом Северного Кавказа, 70-летними усилиями этот народ пытались загнать в дикую «азиатчину». Многое этим варварам, к сожалению, удалось. Но и сил у народа осталось немало, сможет он достойно пережить и эту страницу своей истории.

Я не скажу, что Осетия лучше других уголков земли, а осетины лучше других народов, поскольку глубоко уважаю другие нации и народности. Однако пусть никто не упрекает меня в том, что родной осетинский народ мне ближе всех и что я люблю его больше. Я перестану уважать любого – русского, узбека или армянина, - кто станет утверждать, что одинаково относится ко всем народам и никогда не выделяет из их числа своего народа.

Великий гуманист Коста Хетагуров писал:

Люблю я целый мир, люблю людей бесспоно,

Люблю беспомощных, обиженных, сирот,

Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –

Тебя, родной аул и бедный наш народ.

Каждый человек обязан любить прежде всего свой народ, свою малую Родину, лелеять её и способствовать её процветанию. Но вместе с тем он должен с уважением относиться и к другим народам. Вот принцип лишённый всякого лицемерия. Полностью разделяю слова замечательного русского мыслителя П. Чаадаева, который писал: «Я не научился любить родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами».

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Сущность символа и символизма
Как известно, философ, чьи взгляды предполагается рассмотреть в данной курсовой работе, был незаурядным лектором. Более того, символизм, столь характерный для его философских воззрений, он переносил и на свою лекторскую работу. Так, для П ...

Поздний Палеолит
Обратите внимание на громадное различие в продолжительности меду нижним (ранним) палеолитом и другими этапами первобытности. Чем ближе к нам хронологический период – тем меньше он длился, тем быстрее и чаще изменения в человеческой жизни. ...

Возникновение и основные этапы развития музейной экспозиции
Для того, чтобы приступить к теме, необходимо об означить что из себя представляет музейная экспозиция. Как гласит Словарь музейных терминов «Экспозиция – происходит от латинского "expositio" – выставлять и означает в широком см ...