Типы учреждений культуры и досуга Японии

Информация » Особенности организации досуга в Японии » Типы учреждений культуры и досуга Японии

Страница 7

Как Кодзики, так и Нихопгп рассказывают о чрезвычайном про­исшествии, случившемся в глубокой Древности—в «Век богов», как эти памятники такую Древность называют. Аматэрасу, богиня солнца, в гневе на своего младшего брата Сусаноо, неистового бога ветра, бури, моря, «сокрылась» в «Небесном гроте», т. е. лишила мир благодатного солнечного света. Начавшиеся в связи с этим всевозмож­ные бедствия вынудили прочих богов придумать средство извлечь разгневанную богиню из ее убежища. Нашли, что наилучшее — устроить перед входом в грот пляску в сопровождении шумного ве­селья: богиня несомненно удивится, как это могут веселиться, когда ее нет, заинтересуется и отодвинет скалу, которой она закрыла вход, чтобы выглянуть, и тут за эту скалу забросят соломенный канат, чтобы скалу нельзя было бы задвинуть обратно, самой же выглянув­шей богине поднесут зеркало из полированного металла, что пока­жет ей, что и там, снаружи, есть солнце. Так ее и извлекут из грота, т. е. вернут миру солнце, а это значит — сохранят в мире жизнь.

Некоторые исследователи указывают на чрезвычайную близость пляски Удзумэ, как она описана в Кодзики, с пляской, существующей и сейчас у малайских народностей, ранее исполнявшейся во время затмения солнца и призванной магическими средствами освободить дневное светило от поглотивших его «злых духов» 2.

Не трудно увидеть, что действо «умиротворения душ» и действо «У входа в Небесный грот» — явления одного и того же порядка. Оба действа основаны на представлении о возможности с помощью магии воздействовать на жизненно важные факторы человеческого сущест­вования: на душу, как носительницу жизненного начала в человеке, на солнце, как источник жизненной силы для всего существующего. Если же считать, как это делают многие исследователи древних ве­рований, что «сокрытие солнца» может также рассматриваться в аспекте верований в духов, т. е. как «уход души», то и извлечение богини из пещеры есть также воздействие на духов. В том и другом случае — одно и то же магическое средство: пляска.

По свидетельству указанных памятников, в том же VIII в. в составе дворцового персонала существовали так называемые хаяго. Это были дворцовые стражники, телохранители особ царствующего дома, в первую очередь, конечно,— императора. В то же время они были и плясуны. Исполняли они, однако, только одну пляску; вернее — сценку: «Как человек тонет». В качестве таких исполнителей они были уже не хаято, «стражники», а вадзаоги, «скоморохи».

Нпхонги приводит рассказ об одном происшествии, случившемся

в «Век богов»: Жили-были два брата; разумеется, боги: Хосусори, старший, и

Хоходэми, младший. Первый был рыболов, второй — охотник. Один уходил к морю — на рыбную ловлю; другой в горы, в лес — на охоту. Старший брал с собой рыболовный крючок, младший — лук и стрелы. Но это были не простые орудия лова и охоты, а чудесные: они обес­печивали первому обильный улов, второму — большую охотничью добычу. Поэтому это был не крючок, а «морское счастье» (умисати); не лук и стрелы, а «горное счастье» (ямасати).

Однажды они решили каждый испытать счастье другого. Старший, рыболов, взял лук и стрелы и отправился на охоту; младший, охотник, взял крючок и пошел удить рыбу. Но охотнику не повезло: у него, неопытного рыболова, крючок сразу же утащила рыба.

Хоходэми стал просить у брата прощения, но безуспешно. Он наделал много крючков и предложил их брату взамен утерянного, но брат, Хосусори, продолжал требовать свой крючок, свое «счастье». Хоходэми побрел к морю. Тут ему повстречался чуж-чуженин, стар-старичок «Дед соленой земли» (Сиоцути-но одзи) и, узнав о его горе, предложил свести его к морскому царю.

У морского царя, конечно, оказалась красавица дочь. Разумеется, она влюбилась в пришельца, а он — в нее. Стали они мужем и женою и прожили три года. По прошествии этого времени муж сказал, что должен вернуться и отдать брату вновь обретенный крючок — вер­нуть тому его «счастье». Жена погоревала, но вынуждена была его отпустить. На прощание она подарила ему два волшебных предмета: один — «тама прилива» (сиомицу-тама), другой — «тама отлива» (сиохпру-тама). Стоило только поднять первую «тама» — «душу прилива», сейчас же приливала вода; если подымали вторую «тама» — «душу отлива», вода сейчас же отступала.

Сам Хосусори сказал, что он будет служить брату не только как телохранитель (маморибито), по и как скоморох (вадзаоги).

К обрядовым действам следует отнести похоронные пляски. О существовании таких плясок в Древности свидетельствует упоминание о «плакальщицах» (накимэ) и плясках при похоронах Амэ-Вакахико, «Молодого Господина Небес»,—посланца страны Така-сахара, «Равнины Высокого Неба», в страну Идзумо, «Восходящих аков». Пляски эти продолжались «дней—восемь дней, ночей— емь ночей» (хи—яка, ё—яё), как выражается Кодзики. Связь религиозными верованиями в данном случае ясна: назначение пляски состояло в воздействии на духа умершего с целью предупредить «буйства», т. е. действия, опасные для людей. По-видимому, здесь на лицо та же цель «успокоения души», которая присутствует в действии «умиротворения душ», упомянутом выше. Сказать, однако, в чем состояли такие пляски, мы не можем: описания этих плясок не дано который свет на эту сторону проливает название: пляски эти имеется асоби, слово же это в Древности означало нечто состоящее не только из пляски, но и из пения. Историки японского театра добавляют к этому еще и инструментальную музыку . В источниках говорится и об асобибэ, т. е. исполнителях асоби, а это означает, что исполнение подобного рода песен-плясок превратилось в профессию. Таким образом, и в этом случае присутствуют элементы превращения рядовых действ в род представлений. Недаром слово «асоби» в дальнейшсм приобрело значение, свободное от какой бы то ни было связи с обрядом: в современном употреблении «асоби» в приложе-и к ребенку—«игра», в приложении к взрослому—«развлечение

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Другие статьи:

Ранний этап развития русской культуры. Языческая культура древних славян
На ранних этапах развития природа страны накладывала огромный отпечаток на весь ход ее истории. В.О. Ключевский отмечал равнинность, обилие речных путей на Восточно-Европейской равнине, которые облегчили грандиозные процессы колонизации п ...

Эволюция погребальной обрядности праславян-сколотов
Этапы развития языческого мировоззрения древнего славянства в значительной мере определялись среднеднепровским историческим центром. Здесь произошел отказ от веры в реинкарнацию, здесь рано возникла идея кремации, а в дальнейшем именно зд ...

Культурная идентификация
5 духовных потребностей выдел …психолог: 1. потребность в общении 2. потребность в познании 3. потребность найти свои нац. Корни 4. потребность найти образец для подражания. 5. потребность в творчестве. Структура культурной идентифи ...