Первые контакты с кельтами

Информация » Первые контакты с кельтами

Страница 3

"Исключительный вклад был внесен кельтами в европейскую металлургию и металлообработку. Эти отрасли латенской культуры, по существу, стали основой развития всей последующей металлургии Центральной Европы. Раскопками открыты крупные производственные комплексы кельтов, в которых было сосредоточено множество сыродутных железоделательных горнов. В их оппидиумах кузнечный инструментарий насчитывает более 70 видов". Поскольку развитой отраслью кельтского ремесла было производство оружия - оно широко распространялось по всей Центральной и, частично, Восточной Европе.

Не менее ярким примером сохранения кельтских традиций и навыков в области металлургии в иной культурной среде служат центры по производству железа, исследуемые не только на территории Польши, но и на Украине, в районе Умени. Ареал кельтской культуры дотянулся и сюда.

Хоронили кельты своих покойников здесь практически так же, как и славяне, сжигая их в полном убранстве, о чем свидетельствуют побывавшие в огне вещи, такие как фибулы, гривны, поясные цепи и так далее, после чего останки собирали в сосуд, чаще всего местной лепной керамики, над которым насыпался курган. Бывали и безурновые сожжения тел, а также сожжения на стороне, с последующей насыпкой кургана в другом месте.

Во всем мире кельты славились как умелые металлурги. В связи с этим неудивительно, что славянское кузнечное ремесло I тыс. н.э., по данным металлографических изысканий и изучению технологической структуры, ближе всего к металлообрабатывающему ремеслу кельтов и провинций Римской империи, где продолжали развиваться традиции металлообработки кельтов - главных кузнецов и литейщиков Европы. Причем это касается не только Висло-Одерского региона, но и славянского населения Восточно-Европейской равнины. И что удивительно, техника обработки железа в этом регионе не базировалась на скифских традициях, как думали ранее, а имела предшественницей именно кельтскую традицию.

"В ареале пшеворской культуры открыты и исследовались раскопками крупные производственные пункты, специализировавшиеся на добыче и обработке железа и гончарной посуды. Металлургических центра известно четыре: регион Свентокшицких гор, окрестности Новой Гуты - Кракова, округа Тархалиц и Грошовиц, Фаленты близ Варшавы.

В самом крупном таком центре - Свентокшицком - археологическими изысканиями 1955-1966 гг. выявлено 95 металлургических комплексов, насчитывающих более четырех тысяч сыродутных горнов. Польский археолог К. Белении, производивший исследования Свентокшицкого центра, считает, что в целом в нем количество комплексов достигало 4000, с общим числом железоплавильных печей до 300 тысяч. Объем их продукции составлял около четырех тысяч тонн железа рыночного качества".

Подобный объем производства в это время не с чем сравнивать! Если представить себе, что воинское вооружение на одного человека весило бы даже 10 кг, то из этого металла можно было бы изготовить оружия на четырехсоттысячную армию - причем в течение года! Недаром этот металлургический центр, основанный кельтами эпохи позднего латена, и в котором в III-IV вв. изготовление железа достигло небывалого по тем временам производственного размаха, снабжало своей продукцией не только пшеворское, но и многие римские провинции.

Гончарное производство пшеворской культуры также было наследием кельтской культуры, о чем свидетельствуют исследованные во время раскопок в Малопольше десятки горнов для обжига глиняной посуды

Немало своего умения кельты внесли и в ювелирное дело. Особенно больших успехов они добились в технике бронзолитейного дела. Кельты умели составлять многие сплавы цветных металлов, знали совершенные приемы литья и ковки Они также повсеместно применяли различные методы инкрустации, позолоты и серебрения. Из драгоценного золота они делали диадемы, налобные венчики, браслеты и многое другое. Наибольшего мастерства они достигли в изготовлении фибул, особенно, когда во II в. до н. э наступил расцвет эмальерного дела Красная эмаль становится излюбленным элементом кельтских изделий

Не менее развито было и стеклоделие. В период раннего латена наибольшее распространение получили желтые стеклянные бусы с круглыми белыми и синими глазками Позднее в моду вошли синие бусы с белыми глазками* Любопытно, что подобные глазчатые бусы схожих цветов и композиций производили в Старой Ладоге в VIII-IX вв Правда, считается, что технология изготовления этих бус была арабской

Здесь уместно будет вспомнить, что на древнерусском языке глаз - это око. Вместе с тем один из русских летописцев Нестор называл их именно "глазками".

"Егда бедеть туча велика и находть дъти наши глазкы стекляныи и малый великыи провертаны, а дрыя подлъ Волхвъ беруть еже выполаскывает вода".

Вместе с тем, по-английски, стекло - это glass. Нельзя исключать кельтского происхождения этого слова, тем более, что в древнеирландском языке слово glas в качестве прилагательного используется для передачи цвета именно глаз - от серых и зеленых, до голубых или блестящих.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Музыкальная партитура
Современная звукорежиссура оказывает большое влияние на формирование звуковой среды эфирного пространства. Звуковая партитура - руководящий документ, подсказывающий звукооператору те моменты в ходе программы, когда нужно включить и когда ...

Менталитет японской культуры
В.Овчинников в книге «Ветка сакуры» подробно рассматривает взаимосвязь японской культуры, природы страны и национального менталитета. Тема это далеко не новая. Достаточно вспомнить курс лекций В.О.Ключевского, где он говорит о том, что на ...

Древнерусские народные ремесла
К XII–XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основ ...