Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

Информация » Переоценка ценностей в культуре XIX века » Романтизм и реализм как явления культуры XIX века

Страница 1

XIX век осознает себя, прежде всего, в философии и литературе. Для философии этого периода свойственно стремление познать человека во всей его целостности, те же задачи ставит перед собой и литература. В искусстве XIX века возникает такое явление как романтизм.

Романтизм - широкое направление в культуре и искусстве, которому свойственно стремление к возвышенным ценностям, романтизм выражает потребность в ценностных параметрах человеческой жизни, гипертрофированную в условиях возникшего при капитализме вакуума.

Социальной предпосылкой для возникновения романтизма послужило разочарование в итогах Великой французской революции и переоценка ценностей, означавшая кризис гуманизма, кризис веры в прогресс и всемогущество разума. Романтики выступили против плоского рационализма эпохи Просвещения. К этому направлению в культуре примкнули видные представители интеллигенции, деятели культуры и искусства, поэты, композиторы, художники. Братья Шлегель, Новалис, Дж. Байрон, В. Гюго, Ф. Шеллинг, Ж. Санд, Берлиоз, молодой Пушкин, Хомяков, Ф. Шопен, Л. Бетховен, Вагнер разделяли идеи романтиков.

Повседневная жизнь ужасна, она скучна, лишена яркости, в ней человек теряет свою индивидуальность. Поэтому центральная задача культуры, считали романтики - эстетическое преодоление действительности. Это положение о преобразующей силе искусства было высказано Ф. Шлегелем в 1788 г. С помощью искусства романтик переносится в мир туманных поэтических символов и фантастических грез. Эстетический мир - это самостоятельная реальность, которую можно противопоставить ценностно-пустой социальной деятельности серой обыденности.

Отметим основные принципы романтизма.

1. Для романтиков характерно признание абсолютной субъективности или ничем неограниченной свободы творчества. Как писал Шеллинг: « .человеческий дух раскован, считал себя вправе всему существующему противополагать свою действительную свободу и спрашивать не о том, что есть, но что возможно» [4, с.28]. Внешние обстоятельства не имеют значения для художественной натуры. Главное – внутренний мир человека, ничем не ограниченный порыв творчества. Искусство позволяет человеку вырваться из пошлой суеты повседневности в храм красоты. «Человеческий дух диктует законы всему сущему, и весь мир есть произведение искусства» - так формулирует формулу романтизма Ф. Шлегель.

Художник, реализующий в акте творчества все способности человеческой души, в противоположность узкому профессионалу является человеком по преимуществу. То, чем “люди являются среди других творений земли, тем является художник по отношению к другим людям" - так определяет Ф. Шлегель роль художника - творца среди других людей.

2. Все то, что не имеет конкретного воплощения, все, что лишено формы, интересует романтиков, так как в мире должен царить культ вечного обновления в мире мыслей и в мире чувств. Во всех подлинных произведениях искусства заключен неисчерпаемый смысл, они могут получить бесконечное число толкований. Нет искусства без красоты, без прекрасного. Красота – это выраженная в конечном бесконечность (Шеллинг). Красота в искусстве выше природной, ибо для природы возможно создавать прекрасное лишь на мгновение, а искусство не подчиняется времени, создавая прекрасное, оно дарует ему возможность вечного существования.

Страницы: 1 2 3 4

Другие статьи:

Реализм как художественное направление, пришедшее на смену романтизму
В спорах между классицистами и романтиками в изобразительном искусстве постепенно закладывалась основа для нового восприятия - реалистического. Реализм, как визуально достоверное восприятие действительности, уподобление природе, приближа ...

Ирландское кружево
Для предметов туалета, которые меняются, следуя моде, очень часто используются вязаные имитации кружев – ирландское вязаное кружево. Эти имитации, которые вяжутся различными способами, заслуживают того, чтобы на них обратили особое вниман ...

Собственная оценка
Меня поразил талант Альбрехта Дюрера. Картина произвела на меня очень положительное впечатление. Четыре апостола прямо потрясла меня. А в этой картине я усматриваю нечто, как сказали бы философы, иррациональное, сверхразумное, мистическое ...