Особенности компьютерной демократии

Информация » Развитие культуры как совокупности "средств общения" » Особенности компьютерной демократии

Возвращение к «племенному» восприятию мира на новом этапе, по Г. Маклюэну, - безусловное благо, потому что таким образом люди вновь начнут ощущать себя единым целым, коллективом, в котором нет места изоляции, индивидуализму и подавлению меньшинств - результатам «тирании визуального восприятия».

«В новой электронно-информационной среде ни одно из социальных меньшинств более не смогут игнорировать представители большинства, потому что отныне слишком много людей знают слишком много друг о друге».

Информационная технологизация социальной жизни вызвала к жизни новую концепцию демократии – «компьютерную демократию», в которой информация олицетворяет власть. Гражданское общество является обществом «общественного мнения»: его формирование и выражение является средством завоевания и удержания власти. В нем реализуется главенствующее право общественности знать все относящиеся к ее жизни факты и свободно говорить о том, что определяет эту жизнь. Тем самым информация общества заменяет собой социальную революцию. Поэтому властные структуры, чтобы завоевать сознание общественности, обязаны вести с ней постоянный диалог, иметь гибкую и мобильную политику двусторонних контактов.

Посредником между властью и обществом выступают «масс-медиа» - независимые средства массовой информации (особенно электронные), действующие по принципу «расскажи все, расскажи быстро».

Другим социальным институтом, связанным с развитием СМ является система «паблик рилейшнз» (институт отношений с общественностью). В правовом государстве и гражданском обществе необходимость сотрудничества, формирования благоприятного отношения социальных организаций с общественностью - это основа проведения сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной ответственностью.

Многие положения Г. Маклюэна не бесспорны, зачастую его модели представляют картину взаимодействия коммуникационных технологий и социальных структур чрезмерно упрощенно и односторонне. Однако взаимодействие информационно-коммуникативной системы и человека он рассматривает в принципе как двоякий процесс, т.е. “очеловечивание” данной системы и “омашинивание” самого человека. Технологическая компонента здесь отражает и воплощает некоторые функции человека, в ее основе лежит логика человеческого мышления и поведения, а человек, в свою очередь, все больше доверяет технике, действуя зачастую равнодушно в мире природы. Вместе с тем, в концепции “расширений человека” присутствуют элементы механистической трактовки взаимодействия информационно-коммуникативной системы и человеческих способностей в процессе социально-исторической эволюции.

Станут ли люди в результате Большого слияния ненужным наростом на теле Новой электронной реальности? Взорвется ли «глобальная деревня» изнутри, будучи максимально подверженной риску массового террора и панике? Сможет ли человечество контролировать происходящее, если любое сопротивление лишь ускоряет наступление Новой реальности? На эти вопросы современный человек не может дать приемлемого ответа. Но замеченное им сходство электронных коммуникационных технологий с устными вполне выдерживает на сегодняшний день критику и более того, находит все новые подтверждения по мере развития глобальных электронных коммуникаций. Таким образом, вполне оправданным представляется вывод, что на смену «городскому» и «типографскому» типу сознания, которое до последнего времени казалось нам обычным, приходит на смену «глобальный деревенский» тип сознания, сходный по некоторым аспектам с типом сознания устного общества. Возможно, что в такой ситуации наиболее точным переводом знаменитого ярлыка Г. Маклюэна «global village», повешенного им на будущее общество, будет не только буквальное «глобальная деревня», но и «планетарная деревня» или, быть может, даже так – «деревня Земля»? В рамках происходящей в настоящее время кризисной смены типа культуры это сходство является очень важным, так как позволяет подойти к феномену «сетевой культуры» и «сетевого сознания» не как к чему-то принципиально новому, но провести параллели с устными обществами.

Другие статьи:

История развития музейного дела на Руси и в мире
Импульс к развитию музейного дела появляется с первым опытом в коллекционировании - когда предметы - подлинники, взятые из природы и естественной жизни, сохраняются не для утилитарных хозяйственных целей или как материальные ценности, а к ...

Развитие устного народного творчества
Отличительной чертой богатого и разнообразного устного народного творчества туркмен является преобладанием лирических форм. Это прежде всего различные песни; колыбельные, девичье - ляле, плачи свое образные подблюдные подчас высоко - худ ...

Функционально-смысловые типы речи
В зависимости от целей монологического высказывания, способа изложения содержан6ия выделяют такие функционально – смысловые типы речи, как описание, повествование, рассуждение. Первые два типа речи предполагают соотношение с миром «вещей» ...