Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Информация » Основные художественные особенности миниатюрной живописи Холуя

Страница 3

Сначала (во второй половине 30-х годов) в их произведениях наметился сильный крен в сторону станкового искусства, затем в них стали преобладать иконописные принципы решения, и только к концу 40-х годов совместными усилиями старых и молодых мастеров, влившихся в артель в эти годы, творческому коллективу миниатюристов удается органичнее, чем прежде, соединить два начала холуйской миниатюры, нащупав для выражения нового содержания наиболее приемлемую изобразительную форму. Именно к этому времени складываются черты, характерные для миниатюры современного Холуя.

Миниатюра Холуя имеет много общих черт с миниатюрой других родственных промыслов и, прежде всего, c искусством Палеха и Мстеры. Вместе с тем холуйской миниатюре свойствен ряд особенностей, которые выделяют ее в самостоятельный вид искусства декоративной лаковой живописи.

Тематика произведений холуйских мастеров мало отличается от тематики миниатюр остальных центров в лаковой живописи. Мастера Холуя работают примерно над тем же кругом сюжетов, апробированных в лаках с точки зрения их соответствия возможностям декоративного решения в миниатюре на папье-маше. Однако в своей творческой деятельности холуйцы больше внимания уделяют исторической тематике, нежели сказочной и былинной, что объясняется тяготением мастеров Холуя к конкретно-реальному воспроизведению явлений действительности. Среди работ, написанных на темы современности 30-х годов 20 века, преобладают произведения, посвященные труду и быту людей колхозной деревни. Сказочная и литературная тематика в Холуе представлена значительно уже, чем в Палехе и Мстере. Из миниатюр, написанных на литературные темы, большая часть посвящена произведениям Пушкина, Лермонтова и Гоголя, а также русскому эпосу "Слово о полку Игореве". В виде самостоятельного жанра в Холуе получает развитие декоративный пейзаж. Имеются отдельные относительно удачные решения в области натюрморта и орнамента.

Достаточно четко стали выделяться стилевые особенности искусства Холуя.

В холуйских миниатюрах отсутствует черный фон. Воздушная среда и освещение здесь передаются средствами тональной живописи. Изображаемое действие, как правило, развертывается в живописно решенном пейзаже, реже в интерьере. И в том, и в другом случаях миниатюра располагается на вещи в виде живописного клейма геометрической формы. Вследствие ограниченности ассортимента большая часть холуйских миниатюр имеет вид прямоугольных живописных клейм, расположенных на крышке изделия по горизонтали или же по вертикали. Клеймо всегда обрамляется золотым или серебряным орнаментом, посредством которого осуществляется переход от живописи к черному фону предмета. Реже встречаются миниатюры, написанные в круглых или овальных медальонах с более развитым обрамляющим орнаментом.

В Холуе, как и в других очагах лаковой миниатюры, наблюдается большое тяготение мастеров к повествовательности, занимательному рассказу. Так, наряду с односюжетными миниатюрами, написанными на крышках шкатулок, распространены многосюжетные, или многоклеймные, в которых посредством условно-единого пейзажа объединяются различные моменты, посвященные какой-либо одной теме, например, различные сюжеты из одного литературного произведения или же несколько произведений, принадлежащих перу одного автора ("Боярин Орша", "Лермонтов и его произведения"), а также взаимно дополняющие одна другую композиции, выполненные на поверхности многосторонних шкатулок и ларцов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Музей истории города Новокуйбышевска
Музей был открыт к 25-летию г. Новокуйбышевска в 1977 году. Инициатором его открытия стал член Союза писателей России, ветеран ВОВ И.А. Венников. Один год музей существовал как народный. В 1978 году он становится филиалом Куйбышевского об ...

Предпосылки и причины возникновения ислама
Когда мы говорим об арабском Востоке, на память приходят сказки “Тысячи и одной ночи” со всеми их чудесами, многослойными превращениями, джиннами, ифритами, красотами и страстями, вспоминается нежная и безнадежная любовь Лейли и Меджнуна, ...

Искусство эпохи Неолита
Таяние ледников в неолите или новом каменном веке (5000 – 3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за зах ...