Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 2

Для накопления дождевой воды устраивались водоемы. Вместо кварцита, которому отдавалось предпочтение в палеолите, теперь употребляется более твердый и вязкий черный трапп, залежи которого в Декане огромны.

На Юге керамика неолита была еще грубой, сформованной от руки, обычно серого цвета без лощения (которое появляется позже). В Брахмагири в нижних слоях раскопок помимо грубой керамики был обнаружен другой ее тип - с нарезным орнаментом и росписью, который считается привозным с северо-запада Индии. Датируется эта керамика 10 веком до н.э. и позже. На Севере неолитическая керамика, сделанная от руки, сменилась сформованной на гончарном круге и расписанной красками.

Среди изделий из камня на Юге найдены изображения фаллоса, культ которого четко прослеживается в Цивилизации долины Инда в 4-2 тысячелетиях до н.э.

Единственными деревянными предметами неолита являются колотушка и гребень, обнаруженные в Гунтакале (штат Карнатака, на восток от Беллари).

Для эпохи мезолита, предшествовавшей неолиту, характерна выделка микролитов - миниатюрных изделий главным образом из кремня, а также халцедона и других полудрагоценных камней. Они имели геометрические формы, и одни служили наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, роговых и деревянных рукоятках, другие применялись для серпов. Самые тонкие из них были иглами или шильями. По типу они близки к подобным изделиям западно-каспийской мезолитической культуры. Однако мезолит в Индии изучен мало.

Культура „геометрических микролитов" распространена на территории, которая тянется в виде удлиненного овала начиная от Бомбея (штат Махараштра) на юго-западе и захватывает местность при слиянии Джамны с Гангом (штат Уттар-Прадеш) на северо-востоке. Здесь появляются мегалитические памятники из огромных камней: дольмены, у которых два камня, поставленные на ребро, перекрыты плитой, иногда более трех тонн весом, и менгиры - столбообразные камни, врытые вертикально в землю. И те и другие связаны с культом мертвых. Мегалитическая культура на Юге Индии совпадает с железным веком и датируется примерно начиная с 3 тысячелетия до н.э. Мегалитические захоронения в Брахмагири обычно обнесены большими, поставленными на ребро плитами, перекрытыми плоской массивной крышкой. Они окружались положенными на землю крупными камнями, иногда сложенными в виде многоярусной кладки из отесанных небольших камней, близких по форме к кирпичам, но неодинаковых размеров. Такая обкладка воздвигалась до уровня перекрытия могильника и имела вид низенького кургана. Диаметр его основания бывает около 3,5 м. Некоторые ученые считают, что такой тип погребения является источником формы полусферических буддийских погребальных ступ (содержащих внутри реликварную камеру), сохранившихся с 5-4 веков до н.э.

В Чинглепуте мегалитические захоронения производились в каменных гробах правильной формы, с ровными стенками и полукруглыми концами, иногда в них помещали по нескольку гробов. Вокруг захоронение обкладывалось продолговатыми камнями. Встречаются богатые погребения со многими предметами и бедные, принадлежавшие членам родовой общины.

К несколько более позднему времени железного века в Чинглепуте относятся захоронения в саркофагах и урнах, помещаемых в пещерах.

В эпоху позднего палеолита, возможно, и несколько раньше, возникли примитивные формы религии: магия, тотемизм, вероятно, и анимизм, а также почитание женщины-прародительницы, откуда развился культ богини-матери, богини плодородия. Появились примитивные танцы, основанные на передаче движений трудовых процессов - охоты, земледелия - и военных упражнений и получившие ритуальное и развлекательное значение. Пение возникло в связи с ритмами этих процессов.

Таким образом, искусство закрепляло достижения трудового опыта и помогало организации коллективного труда. В живописи и скульптуре человек, выражая свои представления об окружающем мире и тем самым углубляя их, развивал свое познание реальной действительности и свой духовный мир.

Человека каменного века привлекали украшения, находки которых в Индии относятся к неолиту и даже к мезолиту; среди них встречаются бусинки, подвески, диски, красивые браслеты, некоторые вырезаны из раковин, некоторые сделаны из других материалов, иногда раскрашены. Найдены также игрушки в виде мраморных шариков, повозочек, фигурок животных и людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Роль женщины и мужчины в японской семье
Японская женщина живет в обществе, в котором внешне доминирует мужчина. Но создать сердцевину общества помогла она сама. В этом виноваты ее тяга к согласию, склонность к компромиссам, к объединению противоположных взглядов, тонкое чувство ...

Эволюционные модели социокультурной динамики
В XIX веке эволюционная теория Ч.Дарвина побудила ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи. Эволюционизм надолго становится ведущим направлением социогуманитарной мысл ...

Храм как носитель искусства
В искусстве Церкви можно условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стор ...