Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 5

Изучение произведений искусства столь отдаленной эпохи каменного века имеет исключительное, ни с чем не сравнимое значение для нашего представления о жизни человека, его культуре, особенно духовные ритуалы, где люди нередко показаны с воздетыми, точно в мольбе, руками. Одна фигура, по-видимому, женщина, танцует в паре в очень изящно и живо переданной позе.

Многие сцены, очевидно, связаны с магическими или тотемными обрядами. Так, одна антропоморфная фигура представлена в позе кенгуру, другие - в масках. Удивительно эмоционален образ женщины, силуэт которой призрачен, как тень. Пятки ее ног плотно сдвинуты, носки же расставлены врозь. У нее молитвенно воздетые руки, с плеч ниспадают широкие, короткие края одежды или накидки, придающие фигуре какую-то крылатость. Другая женщина, тоже в длинной до пят мешковидной одежде, бежит в сопровождении ребенка с поднятыми вверх руками, ее движения переданы легко и даже изящно. Все это создает впечатление не только одушевленности, но и какой-то одухотворенности.

Интересно отметить, что в сценах, где изображено перенесение тяжестей, люди пользуются особыми корзинами конусовидной формы, какие и теперь в ходу в этой местности; они плетутся из грубых веревок, и рисунок плетения образует крупные ромбовидные ячейки.

Идеограммы палеолита еще примитивно выражали мысль, хотя иногда были сложны в начертаниях и трудно разгадываемы. Они часто бывают подобны бегущим зигзагообразным линиям. Считают, что подобные знаки могут быть схематичным изображением каких-либо охотничьих ловушек или форм жилищ людей. В разных частях света среди рисунков эпохи палеолита иногда встречаются одинаковые знаки, как, например, в Синганпуре и Когуле, что объясняется стадиальной общностью характера и уровня мышления, а также технических возможностей.

В Синганпуре встречаются изображения в виде диска - очевидно, солнца, окруженного лучами. Один рисунок представляет собой горизонтальную линию, от которой ниспадают толстые „струящиеся" параллельные линии. Браун считает, что это водопад (ил.9), тем более, что поблизости, в расположенном примерно в 6,5 км от Синганпура хребте и сейчас есть водопад, сходный по очертаниям с рисунком.

Вторая, более поздняя группа рисунков Синганпура, относящаяся к неолиту, менее интересна по художественным качествам. Она характеризуется, как и рисунки пещеры в Когуле, более удлиненными пропорциями фигур.

В Индии до последнего времени не было открыто собственно „пещерной" живописи, потому что вся она находится не в пещерах, а на поверхности скальных навесов и во впадинах. Но было обнаружено много пещер и скальных убежищ с рисунками в горах Виндхья, где первые открытия древней живописи сделал в 1880 году Кокбёрн. Скальные убежища, где расположены рисунки, находятся на южном крутом откосе хребта Каймур, над долиной реки Сон, в районе Мирзапура, между Аллахабадом и Варанаси (штат Уттар-Прадеш). В изученных группах древнейших рисунков, датируемых поздним палеолитом, представлены крупные изображения животных, исполненные с большим искусством и тщательно (ил. и).

Как и в Синганпуре, охотничьи сцены здесь полны динамики и драматизма. Человек подброшен носорогом в воздух с нелепо раскинувшимися ногами и руками. Зоологические признаки животных переданы уверенной, смелой и точной кистью. В сцене на реке представлены лодка и большая загарпуненная рыба. В рисунке пятнистого оленя можно узнать читала - современную породу животного. Изображены и крупные хищники кошачьей породы. На скале у реки Бхалдарья, близ Ахраура, с большим правдоподобием нарисованы высокие голенастые птицы. В фигуре оленя (сохранившейся частично) с тонко нарисованными красивыми ветвистыми рогами переданы легкость и пластичность движения животного. С большой выразительностью изображен раненый вепрь с разверстой пастью, очевидно, страдающий от боли.

Красящим пигментом для рисунков на откосах хребта Каймур служила жженая охра или красная окись железа, залегающая в местных горах в чистом виде, вероятно, растертая с животным жиром. Встречаются также следы белой, черной и желтой краски. Писали кистью, или, как установили археологи по характеру наложения краски, какой-то подушечкой, или, быть может, лапкой зайца или другого животного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Сомово
В далекое прошлое уходят корни сомовского гончарного промысла. Во второй половине XIX в. изготовлением глиняной посуды и свистулек занимались в каждом доме села Сомово. Сработанные за зиму изделия гончары везли в г. Вельск и на все крупны ...

Ирландское кружево
Для предметов туалета, которые меняются, следуя моде, очень часто используются вязаные имитации кружев – ирландское вязаное кружево. Эти имитации, которые вяжутся различными способами, заслуживают того, чтобы на них обратили особое вниман ...

Культуры верхнего палеолита
Название культуре, как правило, даёт наиболее известное или первое открытие ―местонахождение. Принципы перечисления находок в культуре – эмпирические, по характерному признаку. Археологическая классификация Европы, возник очаг самоб ...