Первобытное искусство Индии

Информация » Первобытное искусство Индии

Страница 5

Изучение произведений искусства столь отдаленной эпохи каменного века имеет исключительное, ни с чем не сравнимое значение для нашего представления о жизни человека, его культуре, особенно духовные ритуалы, где люди нередко показаны с воздетыми, точно в мольбе, руками. Одна фигура, по-видимому, женщина, танцует в паре в очень изящно и живо переданной позе.

Многие сцены, очевидно, связаны с магическими или тотемными обрядами. Так, одна антропоморфная фигура представлена в позе кенгуру, другие - в масках. Удивительно эмоционален образ женщины, силуэт которой призрачен, как тень. Пятки ее ног плотно сдвинуты, носки же расставлены врозь. У нее молитвенно воздетые руки, с плеч ниспадают широкие, короткие края одежды или накидки, придающие фигуре какую-то крылатость. Другая женщина, тоже в длинной до пят мешковидной одежде, бежит в сопровождении ребенка с поднятыми вверх руками, ее движения переданы легко и даже изящно. Все это создает впечатление не только одушевленности, но и какой-то одухотворенности.

Интересно отметить, что в сценах, где изображено перенесение тяжестей, люди пользуются особыми корзинами конусовидной формы, какие и теперь в ходу в этой местности; они плетутся из грубых веревок, и рисунок плетения образует крупные ромбовидные ячейки.

Идеограммы палеолита еще примитивно выражали мысль, хотя иногда были сложны в начертаниях и трудно разгадываемы. Они часто бывают подобны бегущим зигзагообразным линиям. Считают, что подобные знаки могут быть схематичным изображением каких-либо охотничьих ловушек или форм жилищ людей. В разных частях света среди рисунков эпохи палеолита иногда встречаются одинаковые знаки, как, например, в Синганпуре и Когуле, что объясняется стадиальной общностью характера и уровня мышления, а также технических возможностей.

В Синганпуре встречаются изображения в виде диска - очевидно, солнца, окруженного лучами. Один рисунок представляет собой горизонтальную линию, от которой ниспадают толстые „струящиеся" параллельные линии. Браун считает, что это водопад (ил.9), тем более, что поблизости, в расположенном примерно в 6,5 км от Синганпура хребте и сейчас есть водопад, сходный по очертаниям с рисунком.

Вторая, более поздняя группа рисунков Синганпура, относящаяся к неолиту, менее интересна по художественным качествам. Она характеризуется, как и рисунки пещеры в Когуле, более удлиненными пропорциями фигур.

В Индии до последнего времени не было открыто собственно „пещерной" живописи, потому что вся она находится не в пещерах, а на поверхности скальных навесов и во впадинах. Но было обнаружено много пещер и скальных убежищ с рисунками в горах Виндхья, где первые открытия древней живописи сделал в 1880 году Кокбёрн. Скальные убежища, где расположены рисунки, находятся на южном крутом откосе хребта Каймур, над долиной реки Сон, в районе Мирзапура, между Аллахабадом и Варанаси (штат Уттар-Прадеш). В изученных группах древнейших рисунков, датируемых поздним палеолитом, представлены крупные изображения животных, исполненные с большим искусством и тщательно (ил. и).

Как и в Синганпуре, охотничьи сцены здесь полны динамики и драматизма. Человек подброшен носорогом в воздух с нелепо раскинувшимися ногами и руками. Зоологические признаки животных переданы уверенной, смелой и точной кистью. В сцене на реке представлены лодка и большая загарпуненная рыба. В рисунке пятнистого оленя можно узнать читала - современную породу животного. Изображены и крупные хищники кошачьей породы. На скале у реки Бхалдарья, близ Ахраура, с большим правдоподобием нарисованы высокие голенастые птицы. В фигуре оленя (сохранившейся частично) с тонко нарисованными красивыми ветвистыми рогами переданы легкость и пластичность движения животного. С большой выразительностью изображен раненый вепрь с разверстой пастью, очевидно, страдающий от боли.

Красящим пигментом для рисунков на откосах хребта Каймур служила жженая охра или красная окись железа, залегающая в местных горах в чистом виде, вероятно, растертая с животным жиром. Встречаются также следы белой, черной и желтой краски. Писали кистью, или, как установили археологи по характеру наложения краски, какой-то подушечкой, или, быть может, лапкой зайца или другого животного.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

Общая характеристика эпохи 17 в
Народный костюм является важным историческим источником, который несет в себе обширную информацию об эпохе, традициях, обычаях и нравах. Традиционный костюм тесно связан с экономическими и социальными явлениями жизни народа, отражает эсте ...

Язык как средство культурного обмена. Вавилонская башня
Искусство – это язык, следовательно, в высшей степени социальная функция. Г. Гауптман Нет ничего сильнее слова. Менандр Для постройки Вавилонской башни требовалось объединение народов, а, поскольку хозяевами Вавилона и опытными строи ...

Школа «Фольванг»
Школа «Фольванг» связана с именами знаменитых хореографов таких как: Мери Видман, Пина Бауш и других. Пина Бауш: начала ставить танцы, когда была танцовщицей, потому что хотела больше танцевать. Сочиняла и танцевала, и никогда не думала, ...