Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 7

В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила, прежде всего, принципы «воспитательного романа». Чувствительность русского сентиментализма была устремлена не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учётом исторического и социального контекста.

В 1791 году в Московском журнале Н. М. Карамзина стали печататься «Письма русского путешественника». Рассматривая политические и общественно-мировоззренческие истоки возникновения сентиментализма, нельзя оставить без внимания это выдающееся произведение конца XVIII в. « Письма русского путешественника» были написаны за границей, когда Карамзин « вырвался из объятий своих друзей и отправился один со своим чувствительным сердцем». Многие исследователи творчества Карамзина относят « Письма русского путешественника» к жанру «путешествий», усматривая сходство этого произведения с сентиментальными путешествиями Верна, Якоби, Стерна и др. Хотя, несомненно, общие черты литературной манеры Карамзина и его современников существуют, местами в письмах можно встретить сходство в описаниях и даже некоторые текстуальные совпадения, тем не менее, произведение Карамзина характеризуются и рядом существенных особенностей, которые делают его более близким к романам, чем к литературе путешествий. Карамзин вводит в свои письма то, чего не было ни у одного из авторов «путешествий» - эволюцию души своего героя: наивный юноша возвращается человеком, умудрённым знанием жизни и людей, умеющим судить об особенностях человеческого сердца, о вопросах, связанных с благосостоянием общества и государства.

Эволюция внутреннего мира путешественника определяется в значительной мере событиями общественно-политической жизни Европы и даётся на фоне широкого социального полотна, отражающего философские идеи, настроения, государственную жизнь европейских стран конца XVIII века. Отдельное место в произведении занимает рассуждение о французской революции.

Карамзин использует различную аргументацию: философскую, политическую, нравственную; он стремится убедить своего читателя и логически и эмоционально в неправомерности происходящих общественных событий, в бессмысленности кровавых столкновений. Поэтому он и повторяет при каждом подходящем случае, что счастье не в социальном строе, а в самих людях в их внутреннем мире, в их способности любить, творить добро и помогать друг другу.

Хотя изображение Парижа, возбуждённого революцией, встречается только во второй части «Писем», но автор постепенно группирует события и факты, которые должны подготовить определенное отношение читателя к парижским делам. В непосредственной связи с этим и находятся упоминания автора об исторических событиях, которыми изобилуют «Письма». Революция, как кажется Карамзину, уничтожила лучшую сторону жизни духовной Франции. С горечью признаётся он в том, что « французы думают ныне о своей революции, а не о памятниках любви и нежности» .Революционный ажиотаж представлен в «Письмах» как результат, с одной стороны, «бунта черни», а с другой, - писатель не может этого не признать, - развращённости, моральной опустошенности господствующих классов. Революция, по его утверждению, - затея нескольких сотен бунтовщиков, которым «терять нечего» и которые «дерзки, как хищные волки»

Карамзин возлагает вину за всё происходящее на дворянство, на ничтожную тупую знать, на жадное и трусливое духовенство. Конечно, Фонвизин, посетивший Францию за несколько лет до Карамзина, дал более резкую критику французского двора и первого сословия Франции, но и Карамзин, сочувствовавший не революции, а её противникам, вынужден признать, что нравственное падение высших классов дошло до крайнего предела. Он говорит, что французское остроумие и любезность, столь прославившиеся во времена Людовика XIV, давно отошли в прошлое, маркизы превратились в торгашей и ростовщиков, занятием французских аристократов стали разорительные карточные игры, интересы мельчают, наука становится модой, темы для разговоров истощаются.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Виды и типы корпоративных культур организаций
Корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами конкретной организации и задающих общие рамки поведения, принимаемые большей частью организации. Корпоративная культура проявляется в филос ...

Место социалистического реализма в искусстве 20 века
Среди разных видов коммунистической революционной деятельности видное место занимало художественное творчество, стиль которого получил название социалистического реализма. Что же такое социалистический реализм? Ленин следующим образом выр ...

Позднее средневековье
Позднее Средневековье продолжило процессы формирования европейской культуры, начавшиеся в период классики. Однако ход их был далеко не гладким. В XIV-XV веках Западная Европа неоднократно переживала великий голод. Многочисленные эпидемии, ...