Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 7

В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила, прежде всего, принципы «воспитательного романа». Чувствительность русского сентиментализма была устремлена не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учётом исторического и социального контекста.

В 1791 году в Московском журнале Н. М. Карамзина стали печататься «Письма русского путешественника». Рассматривая политические и общественно-мировоззренческие истоки возникновения сентиментализма, нельзя оставить без внимания это выдающееся произведение конца XVIII в. « Письма русского путешественника» были написаны за границей, когда Карамзин « вырвался из объятий своих друзей и отправился один со своим чувствительным сердцем». Многие исследователи творчества Карамзина относят « Письма русского путешественника» к жанру «путешествий», усматривая сходство этого произведения с сентиментальными путешествиями Верна, Якоби, Стерна и др. Хотя, несомненно, общие черты литературной манеры Карамзина и его современников существуют, местами в письмах можно встретить сходство в описаниях и даже некоторые текстуальные совпадения, тем не менее, произведение Карамзина характеризуются и рядом существенных особенностей, которые делают его более близким к романам, чем к литературе путешествий. Карамзин вводит в свои письма то, чего не было ни у одного из авторов «путешествий» - эволюцию души своего героя: наивный юноша возвращается человеком, умудрённым знанием жизни и людей, умеющим судить об особенностях человеческого сердца, о вопросах, связанных с благосостоянием общества и государства.

Эволюция внутреннего мира путешественника определяется в значительной мере событиями общественно-политической жизни Европы и даётся на фоне широкого социального полотна, отражающего философские идеи, настроения, государственную жизнь европейских стран конца XVIII века. Отдельное место в произведении занимает рассуждение о французской революции.

Карамзин использует различную аргументацию: философскую, политическую, нравственную; он стремится убедить своего читателя и логически и эмоционально в неправомерности происходящих общественных событий, в бессмысленности кровавых столкновений. Поэтому он и повторяет при каждом подходящем случае, что счастье не в социальном строе, а в самих людях в их внутреннем мире, в их способности любить, творить добро и помогать друг другу.

Хотя изображение Парижа, возбуждённого революцией, встречается только во второй части «Писем», но автор постепенно группирует события и факты, которые должны подготовить определенное отношение читателя к парижским делам. В непосредственной связи с этим и находятся упоминания автора об исторических событиях, которыми изобилуют «Письма». Революция, как кажется Карамзину, уничтожила лучшую сторону жизни духовной Франции. С горечью признаётся он в том, что « французы думают ныне о своей революции, а не о памятниках любви и нежности» .Революционный ажиотаж представлен в «Письмах» как результат, с одной стороны, «бунта черни», а с другой, - писатель не может этого не признать, - развращённости, моральной опустошенности господствующих классов. Революция, по его утверждению, - затея нескольких сотен бунтовщиков, которым «терять нечего» и которые «дерзки, как хищные волки»

Карамзин возлагает вину за всё происходящее на дворянство, на ничтожную тупую знать, на жадное и трусливое духовенство. Конечно, Фонвизин, посетивший Францию за несколько лет до Карамзина, дал более резкую критику французского двора и первого сословия Франции, но и Карамзин, сочувствовавший не революции, а её противникам, вынужден признать, что нравственное падение высших классов дошло до крайнего предела. Он говорит, что французское остроумие и любезность, столь прославившиеся во времена Людовика XIV, давно отошли в прошлое, маркизы превратились в торгашей и ростовщиков, занятием французских аристократов стали разорительные карточные игры, интересы мельчают, наука становится модой, темы для разговоров истощаются.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Фестиваль как социальный проект
Термин «проектирование» происходит от лат. «projectus» -брошенный вперед; это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научно-теорети ...

Мегалиты
В III – II тысячелетиях до нашей эры появились сооружения из огромных каменных глыб – мегалиты (от греч. «мегас» - «большой» и «литос» - «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более д ...

Проблема условности в православном храме
В нормах церковного сознания светские историки и позитивистические богословы усматривают свойственный Церкви обычный ее консерватизм, старческое удержание привычных форм и приемов, потому что иссякло церковное творчество, и оценивают таки ...