Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 4

Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг. В этот период всё больше внимания стало уделяться изучению русско-европейских культурных связей в период становления и расцвета русского сентиментализма. Для России конца XVIII - начала XIX в. эта проблема особенно актуальна, так как переводная литература составляла в это время весьма существенную часть всей книжной продукции, оказываясь неотъемлемой частью отечественной словесности и языковой культуры. Первостепенное значение в этой связи имеет выявление источников многочисленных публикаций в периодических изданиях и сборниках, существенно уточняющие характеристику того или иного печатного органа или представление о литературной ориентации какого-то литератора или группы литераторов.

В Западной Европе литература, провозглашающая культ чувства, возникает значительно раньше, чем в России. Философия сенсуализма, явившаяся основой сентиментального направления в литературе, получила особенно широкое направление в период разложения феодального порядка. Об интересе русской публики к новому направлению в литературе свидетельствует большое количество переводов сочинения Мармонтеля, Гете, Жанлис, Ричардсона, Руссо и других.

Крушение старого общественного порядка вызывает у ряда писателей Западной Европы пессимистические настроения, страх перед жизнью, размышления о смерти. Со второй половины XVIII в. на Западе получает распространение мрачная кладбищенская поэзия, развивающая темы смерти, могилы, бренности земного существования. Реальной жизни противопоставляется высшая жизнь, жизнь души в загробном мире. Наиболее значительными представителями были Гервей, Грей, Эдуард Юнг. Мрачная меланхолия Юнга нашла отклик в душе русских читателей. Она соответствовала взглядам и настроениям деятелей масонских лож. Писателям-масонам импонировали и субъективно-идеалистическая философия Юнга, и религиозность, и скорбный колорит поэзии, созвучный размышлениям о суетности мира, тщетности человеческих надежд, очищении души через страдание, «эстетики грусти», формирующейся в этот период.

Призыв Юнга сосредоточить внимание на состоянии своей души вёл к усилению самонаблюдения, самоанализа, был близок масонам, с их повышенным интересом к внутреннему миру человека, углублением во все нюансы душевных движений. Масоны проповедовали необходимость сосредоточиться на себе самом, самоусовершенствоваться.

Если бы масонство ограничилось только проповедью пассивности и считало бы бессмысленными всякие попытки изменить существующий общественный порядок, то оно не навлекло бы на себя столь активного преследования Екатерины, не привлекло бы внимания Радищева. Выдвигаемая масонами идея самоусовершенствования, сердечности, сочувствия к бедным, к страданиям неизбежно вела некоторых членов этой организации к вопросу о борьбе со злом, о защите страждущих и угнетённых.

Масоны сыграли значительную роль в подготовке и утверждении сентиментализма в России. Они стремились своими сочинениями воспитать чувство читателя, обратить его сердце к добру, проповедуют личную благотворительность как средство борьбы со страданиями человека.

Но, несмотря на связь русского сентиментализма с европейским, он вырастал и развивался на русской почве, в другой общественно-исторической атмосфере. Крестьянский бунт, переросший в гражданскую войну, внёс свои коррективы, как в понятие «чувствительности», так и в образ «сочувственника». И это свидетельствовало о том, что идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма, но этико-философское её наполнение не противостояло комплексу либеральных социальных понятий.

В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчёркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жёсткость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать её антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно – от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из её проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Организация праздника
Вначале праздник проводился в течение одного дня, но потом, по мере роста популярности Игр, расширения программы соревнований и увеличения числа участников и зрителей, он вылился в грандиозное торжество, длившееся пять дней. В эти дни Ол ...

Особенности средневекового миропонимания
Сознание средневекового человека, его система представлений и ценностей во многом отличаются от современных. Более того, некоторые средневековые представления и даже сам образ мышления могут показаться сегодня абсурдными. Главной доминан ...

Онтология иконы в мировоззрении Флоренского
Складывавшаяся столетиями в византийской и древнерусской традиции философия иконы, этого «умозрения в красках», получила в трудах Флоренского наиболее полное воплощение. Для русского мыслителя икона - это высший род изобразительных искусс ...