Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Информация » Предпосылки возникновения сентиментализма в России во второй половине XVIII века » Сентиментализм как литературный метод определения общественных взглядов в конце XVIII в

Страница 2

Идеологическим следствием сентименталистского пересмотра шкалы классицистических ценностей стало представление о самостоятельной значимости человеческой личности, критерием которой перестала осознаваться принадлежность к высокому сословию. Ценностями здесь стали индивидуальность, эмоциональная культура, гуманизм – одним словом, нравственные достоинства, а не общественные добродетели.

И именно это стремление оценивать человека вне зависимости от его сословной принадлежности породило типологический конфликт сентиментализма, актуальный для всех европейских литератур. При том, что в сентиментализме, как и в классицизме, сферой наибольшего конфликтного напряжения остались взаимоотношения личности с коллективом, индивидуальности с социумом и государством, очевидно противоположная акцентировка сентименталистского конфликта по отношению к классицистическому. Если в классицистическом конфликте человек общественный торжествовал над человеком естественным, то сентиментализм отдал предпочтение естественному человеку. Конфликт классицизма требовал смирения индивидуальных стремлений во имя блага общества; сентиментализм потребовал от общества уважения к индивидуальности. Классицизм был склонен винить в конфликте эгоистическую личность, сентиментализм адресовал это обвинение бесчеловечному обществу.

В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители-сентименталисты противопоставляли вечные разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека.

Политическое устройство общества также влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность, ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций.

Стремление к природной естественности чувства диктовало поиск аналогичных литературных форм его выражения. И на смену высокому «языку богов» - поэзии - в сентиментализме приходит проза. Наступление нового метода ознаменовалось бурным расцветом прозаических повествовательных жанров, прежде всего, повести и романа – психологического, семейного, воспитательного. Стремление говорить языком «чувства и сердечного воображения», познать тайны жизни сердца и души заставляло писателей передавать функцию повествования героям, и сентиментализм ознаменовался открытием и эстетической разработкой многочисленных форм повествования от первого лица. Эпистолярий, дневник, исповедь, записки о путешествии – вот типичные жанровые формы сентиментальной прозы. Оптимизм просветителей основывался на вере в то, что буржуазия, придя к власти, построит «разумное» и гармоническое общество. Но к середине XVIII столетия всё очевиднее становилась недостижимость просветительских идеалов. Они не выдерживали проверки реальной действительностью. Кризис просветительской идеологии породил новые эстетические явления в английском искусстве – сентиментализм и предромантизм.

Философской основой сентиментализма стал субъективный идеализм, получивший классическое воплощение в трудах философа и религиозного деятеля Джорджа Беркли. В конце XVII – начале XVIII в. теория Беркли не получила широкого распространения: её затмило победное шествие ранних английских просветителей, опиравшихся на рационалистические концепции механистического материализма. Однако первые признаки кризиса английского Просвещения проявились довольно скоро.

Уже в 30-е годы XVIII века заметно усилилось влияние идеалистической философии Дж. Беркли и Д.Юма. Крушение просветительских идеалов и отсутствие сколько-нибудь обнадёживающих перспектив заставило писателей обратиться к историческому прошлому и к внутреннему миру человека. Именно этим можно объяснить тот успех, который имели у читателя «Жизнь и мнение Тристрама Шенди, джентльмена» и «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна. Появление сентиментализма в Англии было реакцией демократических кругов общества на установление в стране власти крупной буржуазии, заключившей тесный союз с аристократией. Стерн, Голдсмит и другие писатели-сентименталисты, не относясь к буржуазной верхушке, в то же время не были и представителями неимущих классов. Для них было невозможно отказаться от буржуазной идеологии, хотя идеи ранних просветителей казались им уже бесперспективными.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Онтология иконы в мировоззрении Флоренского
Складывавшаяся столетиями в византийской и древнерусской традиции философия иконы, этого «умозрения в красках», получила в трудах Флоренского наиболее полное воплощение. Для русского мыслителя икона - это высший род изобразительных искусс ...

Требование к речи
Тембр голоса строго индивидуален и практически не поддается изменению. В результате тренировок можно снять некоторые недостатки (хрипоту, гнусавость, пискливость), но в целом тембр голоса составляет ту самую неповторимость, благодаря кото ...

Религия
Религия римлян древнейшего часа базировался главным образом на представлении о внутренних силах, присущий отдельным предметам и людям, на вере у духов - охранников и покровителей мест, действий, состояние. К ним принадлежали гении (добрые ...