Особенности средневековой духовной культуры

Информация » Особенности средневековой духовной культуры

В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий – от падения Римской империи (конец 5 в.), до буржуазных революций 17-18 веков. Для историка культуры и искусства период средневековья несколько уже – он завершается на грани 14-15 веков с началом эпохи Возрождения. Но даже в этих суженных границах время развития средневекового искусства охватывает тысячу лет.

Естественно, что за столь длительный период искусство это претерпело немало изменений. К числу наиболее постоянных из черт принадлежит, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой – близость к народному творчеству.

Влияние религии и церкви пронизывает всю средневековую культуру Западной Европы. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим, - писал Энгельс, характеризуя роль религии в средневековом обществе, - … церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления». В равной мере это относится и к искусству. Средневековое искусство религиозно не только потому, что собор был главным заказчиком художественных произведений, но, прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления. Как церковное, так и светское искусство этой поры едины по стилю, который в значительной мере определяется учением христианства, его отношением к земному миру.

Одна из важнейших идей христианства – учение о двух реальностях, из которых земная, ограниченная во времени и пространстве, является лишь слабым отражением неизменного, вечного и совершенного небесного мира. Поэтому главной задачей становится воплощение божественного начала.

Храмы Запада поражают обилием вплетающихся в их декоративное убранство фантастических, гротескных и пародийных мотивов, родственных образам популярных басен, сказок, легенд, подчас сохранявших отзвуки языческой мифологии. Присущие этим изображениям черты юмора, непосредственность, эмоциональность говорят о стойкости народных традиций, питавших творчество средневековых художников.

Вероятно, ни одна эпоха развития культуры не встречала столь противоречивой оценки в глазах последующих поколений, как средневековье. В течение столетий над средневековой культурой тяготел суровый приговор. Уже в 15-16 веках, во время расцвета культуры Возрождения, в сочинениях итальянских гуманистов и историков утвердился взгляд на средневековье как на период беспросветного варварства. Эта точка зрения оставалась неизменной, пока в странах Западной Европы продолжалась борьба с феодализмом. Враги феодального строя были непримиримыми врагами феодальной культуры. Однако после завершения этой борьбы настало время для более трезвой оценки. Впервые искусство средневековья было «открыто» писателями - романтиками первой половины 19 века. Вскоре началось изучение памятников. Оно позволило установить наличие неразрывной преемственной связи между этапами многовекового развития культуры Западной Европы и показало, что средневековье является важным звеном этого развития.

Другие статьи:

Тенденции постмодерна в литературе и кинематографе
Постмодерн – культура языка. Но это вовсе не значит, что постмодерн – культура литературы. постмодерн – это культура текста. Но это не значит, что постмодерн – это культура письменности. Язык, текст, но не литература и письменность, в это ...

Ментальность как основа национальной культуры
Ментальность (менталитет) имеет варианта определения: 1. В быт понимании – национальный характер 2. в понимании психолога – бессознательная предрасположенность к определённому типу действий или мышления. 3. в понимании культуролога – с ...

Детали женского костюма
Исключительно красочным и живописным был женский костюм Московской Руси XVII в. В конструктивном его решении было много общих черт с мужским костюмом, хотя предпочтение отдавалось глухому накладному типу одежды. Конструктивная основа женс ...