Особенности средневековой духовной культуры

Информация » Особенности средневековой духовной культуры

В современной исторической науке средними веками называют эпоху феодализма. В Европе она длилась много столетий – от падения Римской империи (конец 5 в.), до буржуазных революций 17-18 веков. Для историка культуры и искусства период средневековья несколько уже – он завершается на грани 14-15 веков с началом эпохи Возрождения. Но даже в этих суженных границах время развития средневекового искусства охватывает тысячу лет.

Естественно, что за столь длительный период искусство это претерпело немало изменений. К числу наиболее постоянных из черт принадлежит, с одной стороны, сильное влияние христианской религии, с другой – близость к народному творчеству.

Влияние религии и церкви пронизывает всю средневековую культуру Западной Европы. «Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим, - писал Энгельс, характеризуя роль религии в средневековом обществе, - … церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления». В равной мере это относится и к искусству. Средневековое искусство религиозно не только потому, что собор был главным заказчиком художественных произведений, но, прежде всего потому, что оно формировалось в сфере религиозного мышления. Как церковное, так и светское искусство этой поры едины по стилю, который в значительной мере определяется учением христианства, его отношением к земному миру.

Одна из важнейших идей христианства – учение о двух реальностях, из которых земная, ограниченная во времени и пространстве, является лишь слабым отражением неизменного, вечного и совершенного небесного мира. Поэтому главной задачей становится воплощение божественного начала.

Храмы Запада поражают обилием вплетающихся в их декоративное убранство фантастических, гротескных и пародийных мотивов, родственных образам популярных басен, сказок, легенд, подчас сохранявших отзвуки языческой мифологии. Присущие этим изображениям черты юмора, непосредственность, эмоциональность говорят о стойкости народных традиций, питавших творчество средневековых художников.

Вероятно, ни одна эпоха развития культуры не встречала столь противоречивой оценки в глазах последующих поколений, как средневековье. В течение столетий над средневековой культурой тяготел суровый приговор. Уже в 15-16 веках, во время расцвета культуры Возрождения, в сочинениях итальянских гуманистов и историков утвердился взгляд на средневековье как на период беспросветного варварства. Эта точка зрения оставалась неизменной, пока в странах Западной Европы продолжалась борьба с феодализмом. Враги феодального строя были непримиримыми врагами феодальной культуры. Однако после завершения этой борьбы настало время для более трезвой оценки. Впервые искусство средневековья было «открыто» писателями - романтиками первой половины 19 века. Вскоре началось изучение памятников. Оно позволило установить наличие неразрывной преемственной связи между этапами многовекового развития культуры Западной Европы и показало, что средневековье является важным звеном этого развития.

Другие статьи:

Колорит
Апостолы изображены в одном пространстве и композиционно тесно спаяны между собой, духовно кажутся абсолютно едиными. Никогда еще художественный стиль Дюрера не достигал такого отточенного языка, таких монументальных, исполненных величия ...

Основные черты русского барокко
Для детального ознакомления с русским барокко имеет смысл разделить его на три основных направления: 1. "Церковное" барокко. 2. "Дворцовое" барокко - наиболее яркое и типичное. 3. "Стихийное", "народн ...

Абашево
Большую популярность со второй половины 1970-х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и существует в деревне Абашево Беднодемьяновского района Пензенской области. Она бывает двух типов: глазурованная и с холо ...