История культурно-просветительной деятельности

Информация » Общественно-просветительское движение и досуг в России в XIX - начале XX вв » История культурно-просветительной деятельности

Страница 1

В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголизмом.

Усилий одного правительства было явно недостаточно. Существенный вклад в решение этих проблем вносила российская общественность с помощью культурно-просветительных учреждений. Этот позитивный исторический опыт дореволюционного времени дает богатый материал для осмысления и раскрывает широкие возможности для использования многих форм просветительной работы и ее содержательной стороны в современных исторических условиях.

История культурно-просветительной деятельности общественных организаций и частных лиц в дореволюционной России является одним из богатейших пластов отечественной истории. Он изобилует прекрасными примерами подлинного служения делу просвещения народа лучших представителей отечественной интеллигенции.

Исторический опыт просветительства в дореволюционной России представляет собой мало изученный и чрезвычайно интересный опыт общественной самодеятельности в условиях самодержавного политического строя общества. Те демократические традиции, которые были заложены в недавнем историческом прошлом нашего общества, сегодня дают свои новые всходы в условиях коренного реформирования российского общества. Привлечение передовой общественностью народных масс к решению насущных проблем в сфере образования и культуры в дореволюционную эпоху заслуживает сегодня, как никогда, изучения и осмысления, так же, как и вся прочая общественная деятельность той эпохи, направленная на развитие демократических традиций.

Это предопределило всплеск исследовательской активности в исторической науке по периоду конца XIX - начала XX веков, который наблюдается в настоящее время. Идет процесс изучения и переосмысления историками с иных идейно-теоретических позиций, чем это было сделано в советское время, событий и явлений, связанных с либеральной модернизацией второй половины XIX столетия и, особенно, последнего 25-летия существования Российской Империи. Этому в немалой степени способствовало ослабление цензуры и открытие доступа для историков ко многим архивным источникам. Положительным фактом в историографии стал возросший интерес исследователей к позитивным процессам и результатам дореволюционого развития России, в то время как в советской историографии самое существенное внимание исследователей уделялось как раз негативным явлениям. Предреволюционная эпоха в развитии России была представлена в советской историографии односторонне, заметно были сгущены краски в оценке кризисных явлений в общественном развитии, что прямо работало на концептуальное обоснование неизбежности революционного взрыва в России в 1917 году. Между тем, в российском обществе той поры было немало позитивных тенденций развития. Одной из них была общественная самодеятельность в сфере культуры и просвещения народа. Однако эта деятельность в советской литературе или не была представлена вообще во многих работах по истории дореволюционной культуры, или она была показана очень узко. Советские историки преимущественно освещали опыт борьбы социал-демократии за демократизацию школы и просвещения народных масс. Вся многообразная деятельность либеральных демократов в сфере просвещения народа советскими историками изучалась мало, поскольку она расценивалась ими в духе той оценки, которую дал ей вождь большевистской партии В.И. Ленин. Он определил просветительную деятельность либералов, как чистое "культурничество", направленное на отвлечение трудящихся масс путем различных культурно-образовательных мероприятий от их подлинных интересов и целей - классовой борьбы с царизмом и капиталом. В.И. Ленин подчеркивал, что крайне важно четко разграничивать позицию революционных просветителей, рассматривающих задачи образования и просвещения народа в неразрывной связи с борьбой за его полное освобождение, и позицию культурников-либералов, которые стремились, как он считал, отвлечь трудящиеся массы от революционной борьбы, подменить политическую деятельность просветительской. Он писал по этому поводу, что социал-демократическая партия не должна "стирать грань между культурнической и революционной работой". Эти высказывания лидера большевистской партии предопределили отношение советских историков к деятельности либералов, как к деятельности, не заслуживающей внимания и изучения со стороны историков-марксистов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Типология организационной культуры. Состояние организационной культуры на российских предприятиях
Каков же главный источник организационной культуры? Откуда члены организаций черпают свои духовные ориентиры? Многочисленными социологическими исследованиями был установлен факт, что руководящие принципы культуры предприятий находятся в п ...

Русская православная церковь Марии Магдалены
Русский храм Марии Магдалины - находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. Представляет собой изящный пятиглавый храм в русском стиле (архитектор Д.И. Гримм). Освящен в 1888 г., в год девятисотлетия Крещения Руси. Построен ...

Язычество Древней Руси и принятие христианства
Понятие «язычество» происходит от слова «языки», т.е. отождествляется непосредственно с сутью конкретного народа, племени и выступают самобытной формой освоения природного бытия конкретным обществом и человеком. Языческая культура – это п ...