Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений
Продолжить строительство предписывается М.Ф. Казакову, который, хотя и сносит два самых крупных здания - дворец и Кавалерский корпус, - все же сохраняет основные идеи своего предшественника и товарища.
Новый, более крупный и торжественный, несколько приближенный к идеалам классицизма дворец в основном вписался в баженовский ансамбль. Появилась большая площадь с обелиском перед дворцом. Центральная часть ансамбля стала менее живописной, но приобрела парадный и открытый вид. Но Казакову тоже не удается закончить дворец, задуманный, как и баженовский, в романтических формах. Из-за финансовых затруднений он остается недостроенным.
С целью ослабить некоторые стилистические противоречия между новыми элементами ансамбля и теми, которые были выполнены при Баженове, примыкающая к центральному архитектурному ядру часть парка заполняется высокой растительностью, приобретает черты густого лесного массива. Это хорошо видно на "Геометрическом плане селу Царицыну с окололежащею ситуациею", который отражает уже казаковские преобразования.
Позже этот незавершенный ансамбль дополняется оранжереями и парковыми беседками, выполненными в классических формах, вероятно, И.В. Еготовым, учеником Баженова. В дополнение к существующим прокладываются новые прогулочные дорожки, вновь формируется открытая поляна на месте кантемировских партеров. Однако все эти дополнения были уже не в состоянии изменить основы этого редчайшего по своему художественному своеобразию памятника архитектурно-ландшафтного искусства.
Баженов во время работы над Царицынским ансамблем и после внезапного отстранения от дел, по некоторым предположениям, проектирует усадьбу П.И. Панина Михалкове, расположенную к северо-западу от Москвы. В парадный полукруглый двор усадьбы ведут главные ворота с восьмигранными башнями, увенчанные бойницами, похожими на кремлевские. Кирпичная ограда и боковые ворота, сохранившиеся жилые флигели также обработаны стилизованными под готику стрельчатыми арками, кокошниками и другими белокаменными деталями. За ныне уже исчезнувшим главным корпусом располагался регулярный сад с двумя прудами со строго геометрическими контурами. Рядом в конце XVIII в. был создан и Большой пейзажный парк с каскадом прудов, живописными аллеями по их берегам и беседками, напоминающими памятник Лизикра-ту в Афинах. Хотя многие архитектурные детали ансамбля весьма близки царицынским (например, тем, что украшали снесенный Кавалерский корпус), авторство Баженова окончательно не установлено. Тем не менее Михалково - один из самых интересных примеров включения псевдоготики в парковый пейзаж.
Есть основания полагать, что Баженов в разные годы участвовал в проектировании и многих других усадеб: Троицко-Кайнарджи, Стояново под Москвой, Красного на Рязанщине, Вишенок в Нижегородской губернии, Никольского под Петербургом. Он также определил планировку сада при городской усадьбе в Москве на Моховой улице. Одно из последних его произведений - подмосковная усадьба Быково М.М. Измайлова. Принцип свободного размещения архитектурных сооружений в пейзаже, панорамность ансамбля проявились здесь в полной мере. Главный дом, церковь и поляны на склоне были ориентированы на широкую долину Москвы-реки. Классическая полуротонда на берегу пруда - также образец мастерски решенной задачи взаимодействия природы и архитектуры".
Другие статьи:
Районный муниципальный музей Истории Усольского края имени И.Н.Ульянова
Усольский музей создан в помещении бывшего начального училища, он занесен во Всемирную картотеку музеев, как один из оригинальных музеев мира, как по содержанию, так и по истории создания.
В 1986 году музей открылся как народная картинна ...
Комплекс мер по
сохранению памятников истории и культуры
В соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" основной задачей в сфере культурного наследия является обеспечение сохранности объектов кул ...
Понятие и принципы корпоративной культуры
Корпоративная культура - это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, пр ...
Разделы