Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Информация » Пейзажные парки Москвы XVIII века. Царицыно » Творческая деятельность Баженова и одно из его основных произведений

Страница 4

Продолжить строительство предписывается М.Ф. Казакову, который, хотя и сносит два самых крупных здания - дворец и Кавалерский корпус, - все же сохраняет основные идеи своего предшественника и товарища.

Новый, более крупный и торжественный, несколько приближенный к идеалам классицизма дворец в основном вписался в баженовский ансамбль. Появилась большая площадь с обелиском перед дворцом. Центральная часть ансамбля стала менее живописной, но приобрела парадный и открытый вид. Но Казакову тоже не удается закончить дворец, задуманный, как и баженовский, в романтических формах. Из-за финансовых затруднений он остается недостроенным.

С целью ослабить некоторые стилистические противоречия между новыми элементами ансамбля и теми, которые были выполнены при Баженове, примыкающая к центральному архитектурному ядру часть парка заполняется высокой растительностью, приобретает черты густого лесного массива. Это хорошо видно на "Геометрическом плане селу Царицыну с окололежащею ситуациею", который отражает уже казаковские преобразования.

Позже этот незавершенный ансамбль дополняется оранжереями и парковыми беседками, выполненными в классических формах, вероятно, И.В. Еготовым, учеником Баженова. В дополнение к существующим прокладываются новые прогулочные дорожки, вновь формируется открытая поляна на месте кантемировских партеров. Однако все эти дополнения были уже не в состоянии изменить основы этого редчайшего по своему художественному своеобразию памятника архитектурно-ландшафтного искусства.

Баженов во время работы над Царицынским ансамблем и после внезапного отстранения от дел, по некоторым предположениям, проектирует усадьбу П.И. Панина Михалкове, расположенную к северо-западу от Москвы. В парадный полукруглый двор усадьбы ведут главные ворота с восьмигранными башнями, увенчанные бойницами, похожими на кремлевские. Кирпичная ограда и боковые ворота, сохранившиеся жилые флигели также обработаны стилизованными под готику стрельчатыми арками, кокошниками и другими белокаменными деталями. За ныне уже исчезнувшим главным корпусом располагался регулярный сад с двумя прудами со строго геометрическими контурами. Рядом в конце XVIII в. был создан и Большой пейзажный парк с каскадом прудов, живописными аллеями по их берегам и беседками, напоминающими памятник Лизикра-ту в Афинах. Хотя многие архитектурные детали ансамбля весьма близки царицынским (например, тем, что украшали снесенный Кавалерский корпус), авторство Баженова окончательно не установлено. Тем не менее Михалково - один из самых интересных примеров включения псевдоготики в парковый пейзаж.

Есть основания полагать, что Баженов в разные годы участвовал в проектировании и многих других усадеб: Троицко-Кайнарджи, Стояново под Москвой, Красного на Рязанщине, Вишенок в Нижегородской губернии, Никольского под Петербургом. Он также определил планировку сада при городской усадьбе в Москве на Моховой улице. Одно из последних его произведений - подмосковная усадьба Быково М.М. Измайлова. Принцип свободного размещения архитектурных сооружений в пейзаже, панорамность ансамбля проявились здесь в полной мере. Главный дом, церковь и поляны на склоне были ориентированы на широкую долину Москвы-реки. Классическая полуротонда на берегу пруда - также образец мастерски решенной задачи взаимодействия природы и архитектуры".

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие статьи:

Закономерности развития культуры
Законы развития культуры Одной из основополагающих проблем культурологи является поиск законов культурной эволюции общества. На вопрос, действительно ли существуют законы развития культуры, практически все авторы отвечают утвердительно, о ...

История культурно-просветительной деятельности
В дореволюционной России социальный прогресс был напрямую связан с развитием культуры. В то время также остро стояли проблемы неграмотности населения, отсутствия доступа его к образованию, организации культурного досуга, борьбы с алкоголи ...

История аранского вязания
Легендарный фильм американского режиссера Роберта Флаерти «Человек с Арана» , который был снят в 1934 году, трогательно показывает уникальный образ жизни населения аранских островов, омываемых водами залива Голуэй недалеко от западного по ...