Предпосылки и причины возникновения ислама
Один проповедник (ханиф) из племени курейшитов, выходец из обедневшей купеческой семьи, которого легенды часто рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки (ок. 570—632) нашел путь к единобожию. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он одновременно призывал к уничтожению идолов в Каабе, за что подвергся преследованиям и вынужден был бежать в город Ятрибу, где родилась его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда переименуют в Медину, т. е. “город пророка”. С этого времени (с 622 года) мусульмане ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда в Медине — второе (после Каабы) место паломничества мусульман.
Два обстоятельства способствовали успеху новой религии. Во-первых, Ятриб (Ясриб) был в давней военной конфронтации с Меккой, где знать, противостоявшая другим слоям населения, не пожелала вступить на путь новой религии. В Ятрибе же Мухаммед организовал для беднейших слоев мусульманскую общину — умму, где каждый бедняк чувствовал себя защищенным, как это было в племенной общине. Во-вторых, новая община была также и политическим образованием, объединившим и бедняков, и ятрибскую знать в борьбе со старым противником — Меккой. В 630 году сторонники Мухаммеда создали военное сообщество, покорили Мекку и сделали ее центром ислама.
Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 года большая часть Аравии признала власть Мухаммеда. После смерти Мухаммеда новое государство, имевшее в своей основе как политические, так и религиозные принципы, стало называться Арабским халифатом. В этом государстве правитель — халиф выполнял одновременно две функции: он был главой государства и главой религиозной общины. “Религия давала не просто санкцию, но право на власть, а власть не просто опиралась на религию , но была формой воздействия ее на людей” [52, т. 1, с. 266].
Все последующие завоевания под зелеными знаменами ислама велись с его позиций. Мусульмане считали, что существует как бы три территории: территория правоверных (мусульман), территория неверных (тех, кто не проповедует единобожия) и некая третья территория, на которой обитают носители других монотеистических взглядов, но не мусульмане (например, христиане). С последними можно поддерживать сравнительно мирные отношения, но неверных следует либо обращать в исламскую религию, либо убивать.
Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории. Этому особенно способствовало распространение арабского языка, ставшего единым на всем пространстве исламского мира.
При первых, так называемых “праведных”, халифах (до 661 г.) арабы завоевали Месопотамию, Сирию и Палестину, Персию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, часть Индии, Армению, Азербайджан и часть Грузии. На этих территориях встретились и в различных соотношениях соединились разные культуры: одни народы полностью “арабизировались”, другие восприняли лишь отдельные элементы культуры завоевателей, третьи сохранили свою культурную, религиозную и языковую самобытность.
Ислам — самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя Аллаху”. Как и в любой религии, в исламе присутствуют основные компоненты: вера, культ, ритуалы. Существуют, как и в других религиях мира, священные книги: Коран (“чтение”) и Сунна (“пример для подражания”), состоящая из хадисов — преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.
Другие статьи:
Культурная жизнь в стране в середине 60х до перестройки
Культура неосталинизма «Оттепель» продолжалась недолго. Ее окончание нередко связывают с процессом по делу писателей А.Синявского и Ю.Даниэля в феврале 1966г опубликовавших на Западе свои произведения.
Период конца 60х середины 80х годов ...
Английский мужской костюм эпохи возрождения
В конце XV века в Англии еще сохраняется типично средневековый костюм (Приложение 1). В этот период острых социальных конфликтов итальянские влияния почти не ощущаются.
Сверх рубашки англичане носили «дублет» — узкую короткую (до пояса) ...
Библиотекарь в условиях информационного общества, роль библиотекаря в
информационном обществе
Согласно терминологическому словарю "Библиотечное дело" (РГБ, 1997), библиотекарь - профессия, содержанием которой является библиотечная деятельность (второе значение — должность в библиотеке). Поскольку библиотечная деятельност ...
Разделы