Предпосылки и причины возникновения ислама

Информация » Предпосылки и причины возникновения ислама

Страница 3

Один проповедник (ханиф) из племени курейшитов, выходец из обедневшей купеческой семьи, которого легенды часто рисовали как пастуха, Мухаммед из Мекки (ок. 570—632) нашел путь к единобожию. Проповедуя веру в единого бога Аллаха, он одновременно призывал к уничтожению идолов в Каабе, за что подвергся преследованиям и вынужден был бежать в город Ятрибу, где родилась его мать. Позже этот город в честь Мухаммеда переименуют в Медину, т. е. “город пророка”. С этого времени (с 622 года) мусульмане ведут свое летоисчисление. Гробница Мухаммеда в Медине — второе (после Каабы) место паломничества мусульман.

Два обстоятельства способствовали успеху новой религии. Во-первых, Ятриб (Ясриб) был в давней военной конфронтации с Меккой, где знать, противостоявшая другим слоям населения, не пожелала вступить на путь новой религии. В Ятрибе же Мухаммед организовал для беднейших слоев мусульманскую общину — умму, где каждый бедняк чувствовал себя защищенным, как это было в племенной общине. Во-вторых, новая община была также и политическим образованием, объединившим и бедняков, и ятрибскую знать в борьбе со старым противником — Меккой. В 630 году сторонники Мухаммеда создали военное сообщество, покорили Мекку и сделали ее центром ислама.

Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 года большая часть Аравии признала власть Мухаммеда. После смерти Мухаммеда новое государство, имевшее в своей основе как политические, так и религиозные принципы, стало называться Арабским халифатом. В этом государстве правитель — халиф выполнял одновременно две функции: он был главой государства и главой религиозной общины. “Религия давала не просто санкцию, но право на власть, а власть не просто опиралась на религию , но была формой воздействия ее на людей” [52, т. 1, с. 266].

Все последующие завоевания под зелеными знаменами ислама велись с его позиций. Мусульмане считали, что существует как бы три территории: территория правоверных (мусульман), территория неверных (тех, кто не проповедует единобожия) и некая третья территория, на которой обитают носители других монотеистических взглядов, но не мусульмане (например, христиане). С последними можно поддерживать сравнительно мирные отношения, но неверных следует либо обращать в исламскую религию, либо убивать.

Так осуществлялась экспансия ислама на самые обширные территории. Этому особенно способствовало распространение арабского языка, ставшего единым на всем пространстве исламского мира.

При первых, так называемых “праведных”, халифах (до 661 г.) арабы завоевали Месопотамию, Сирию и Палестину, Персию, Египет, Северную Африку, Пиренейский полуостров, Среднюю Азию, часть Индии, Армению, Азербайджан и часть Грузии. На этих территориях встретились и в различных соотношениях соединились разные культуры: одни народы полностью “арабизировались”, другие восприняли лишь отдельные элементы культуры завоевателей, третьи сохранили свою культурную, религиозную и языковую самобытность.

Ислам — самая поздняя из мировых религий — возник в VII веке. По-арабски “ислам” означает “послушание”, “покорность”, а “мусульманин” происходит от слова “муслим” — “предавший себя Аллаху”. Как и в любой религии, в исламе присутствуют основные компоненты: вера, культ, ритуалы. Существуют, как и в других религиях мира, священные книги: Коран (“чтение”) и Сунна (“пример для подражания”), состоящая из хадисов — преданий о поступках и изречениях Мухаммеда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Заключительная часть. Краткие выводы
Со времени появления Шаляпина в русской национальной вокальной школе твердо установились взгляды на оперное искусство как на искусство синтетическое, где пению отводится роль одной из составных частей. С победой русской музыки и русского ...

Христианство – фундамент духовной культуры Средневековья
Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством, которое уже в IV в. становится государственной религией в Риме. В это время на Вселенских церковных соборах принимается ряд ведущи ...

Основные концепции культурологи
Понятие цивилизация имеет несколько значений. Наиболее традиционное из них подразумевает развитую культуру, ограниченную локальными и территориальными рамками. По определению В. Де Мирабо, цивилизация – то, что противоположно дикости. С ...