Предпосылки и причины возникновения ислама

Информация » Предпосылки и причины возникновения ислама

Страница 7

Ислам, на первый взгляд, выглядит монолитной религией, в которой, казалось бы, нет места для разногласий. Однако уже в процессе становления ислама и борьбы за власть в халифате оформились два его направления: шиизм и суннизм. Суннизм остался официальной религией Арабского халифата, опирающейся на главные священные книги ислама — Коран и Сунну, выделяя в них в качестве главных притчи о жизни и деяниях Мухаммеда. Полагая, что после смерти Мухаммеда посредников между людьми и Аллахом не осталось, сунниты считают, что власть должна принадлежать тем, кто получил “согласие всей общины”. Последователи шиизма считают, что только прямые наследники родственника Мухаммеда — его двоюродного брата Али — могут обладать властью. Они признают право на власть династии 12 имамов Алидов — прямых потомков Али от брака с дочерью Мухаммеда, Фатимой. Примерно 90 % мусульман до сегодняшнего дня остаются суннитами, последователи шиизма живут большей частью в Иране (здесь шиизм является государственной религией), Ливане, Азербайджане.

Со времен становления ислама прошло более тысячелетия, но он до сих пор остается тем началом, которое объединяет население самых различных стран. Общность религии — важный фактор для поиска устойчивости в современном быстро меняющемся мире. Жизнестойкость ислама и его новое “возрождение” в наши дни исследователи мусульманства как культурного феномена объясняют тем, что ислам — наиболее молодая религия и еще не исчерпал своих возможностей. Он охватывает самые различные сферы человеческой деятельности: экономику, политику, семейные отношения, этику. Ислам — это не просто религия, это образ жизни человека, “полное выражение мусульманской религии в личности верующего” [там же, с. 167). Отличительной особенностью ислама, привлекающей к нему новых приверженцев, является его стремление к некоей законченности, представление об абсолютной завершенности всех его правил, норм и идеалов. Многие ученые отмечают, что мусульмане всех стран и народов похожи друг на друга, считают себя принадлежащими к единой общине, и этим объясняется желание многих мусульман объединиться в одно государство. Ислам — довольно воинствующее учение, идеей которого является окончательное превращение человечества в правоверных.

Поэтому сейчас в исламе наметились две основные концепции: модернистская и традиционалистская. Сторонники первой устремлены к реформам, “обновлению” Корана и Сунны, примирению науки и религии, совершенствованию образования. Они полагают, что в Коране как в собрании всех мудростей мира уже были заложены научные ценности современности, что все современные открытия — выражение воли Аллаха, поэтому их нельзя отрицать. Традиционалисты же остаются сторонниками средневековой ортодоксии (греч. orthodoxis — “правоверный” — неуклонное, строгое следование какому-либо учению). Можно, как это делают некоторые исследователи, рассматривать традиционализм ислама как стремление сохранить специфику мусульманской культуры, но, как мы видим, и сторонники модернизма не стремятся к размыванию границ ислама. Сущность традиционализма в том, что он стремится “очистить” ислам от более поздних наслоений, восстановить его чистоту. Естественно, главным врагом этого процесса представляется западная цивилизация со своим рационализмом и скепсисом, материализмом и атеизмом. В этом ключе становится понятным высказывание исламского традиционалиста Аль-Маудури, который, сравнивая ислам и западную цивилизацию, пишет: “Если мы не хотим убить нашу национальную культуру собственными руками, мы должны избавить наше подрастающее поколение от “европейских” настроений, растущих день ото дня” [7, с. 158|.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Другие статьи:

Техника складывания бумаги
Отрабатывая технику складывания различных элементов изделий оригами, следует обратить особое внимание на правильное выполнение сгибов. Они должны быть практически “острыми” и слои бумаги в них должны плотно прилегать друг к другу. В проти ...

В.Д. Корганов. Чайковский на Кавказе
Я с ним познакомился в сентябре 1862 года он играл не только "совершенно достаточно для теоретика", но и вообще очень хорошо, бойко, с блеском, мог исполнять пьесы первоклассной трудности. На мой тогдашний вкус исполнение его бы ...

Эволюция погребальной обрядности праславян-сколотов
Этапы развития языческого мировоззрения древнего славянства в значительной мере определялись среднеднепровским историческим центром. Здесь произошел отказ от веры в реинкарнацию, здесь рано возникла идея кремации, а в дальнейшем именно зд ...