Чтение лиц разного возраста

Информация » Приоритеты читателей ХХ века в России » Чтение лиц разного возраста

Страница 4

Читатели довольно четко делятся на любителей и противников научной фантастики. Текст научно-фантастического типа содержит описание вымышленной ситуации, происходящей в некотором гипотетическом будущем или в вымышленном мире. Исследователи полагают, что эта ситуация служит аналогом парадоксально переосмысленной действительности. Научно-фантастический текст содержит в себе и элементы текста научного. Конструирование той или иной ситуации в этом тексте связано с описанием естественно-технических и/или социально-психологических проблем, которые могут возникнуть в ближайшем будущем50. При этом, как правило, используются необычные, "странные" теории и предлагаются нетривиальные с точки зрения обыденного сознания пути их реализации. Эти особенности построения научно-фантастических текстов определяют наличие в них таких элементов, как термины, квазитермины и квазиреалии. В.П. Белянин обнаружил, что обретение все большей свободы и раскованности в поведении человека сочетается с ростом его интереса к чтению научной фантастики и, наоборот, большая сдержанность, регламентация поведения коррелируют с низким уровнем интереса к научной фантастике.

Но прежде несколько слов о писателях. Среди авторов, пишущих на исторические темы, размежевание по идеологическим основаниям происходит наиболее явно, что создает произведениям дополнительную популярность. В. Пикуль, например, способен оживить исторические фигуры, благодаря чему история без привычной сегодняшнему взрослому читателю со школьной скамьи вульгарно-социологической упаковки превращает жизненную драму в популярную мелодраму. Подобные произведения помогают снимать психологический дискомфорт, насыщают читателей положительными эмоциями. Интересное попутное наблюдение, подтверждающее в некоторой мере сохранившуюся идеологическую дифференциацию читателей-любителей разных видов литературы, сделали М.И. Губанова и О.С. Либова52. Они пишут, что читательницы, которым библиотекари рекомендовали детективный роман И. Головкиной "Побежденные", опубликованный в журнале "Наш современник", начинали обсуждать не его литературные особенности, а "еврейский вопрос" и антисемитизм главных положительных героев романа.

Политизация, дифференциация читателей по признаку "западник-славянофил" интересно отразилась в отборе детективов: отмечается разделение и произведений, и их почитателей на "этноакцентированных" и "этноиндифферентных", причем последние, по подсчетам, составляют 65% в Москве и 50% в Тверской области53. В фантастике же принципиальны различия между, скажем, А. Казанцевым, с одной стороны, и А. и Б. Стругатскими и зарубежными фантастами, - с другой. М.И. Губанова и О.С. Либова делают вполне обоснованный вывод: художественные особенности произведения зачастую играют не столь значительную роль в формировании читательских предпочтений. Постоянное сосуществование двух групп любителей детективов (и фантастики) - предпочитающих либо отечественных, либо зарубежных авторов - очевидно также отражает эту дифференциацию. В 90-е годы мотивация чтения, разнообразие которой скрывалось за однотипными обращениями к художественной литературе в различных целях, в том числе познавательных, стала дифференцироваться. Распределение читателей на поклонников художественных и нехудожественных средств передачи того или иного интеллектуального содержания все более заметно. Получать искомую пищу для ума в более открытой форме, не "отягощенной" художественными образами, пришлось по вкусу значительной части интеллектуально ориентированных читателей так называемого рационального типа. В 70-е годы в России внимание к чтению книг породило книжный бум, который создавался за счет появления нового читателя (мигрантов из села) и выразился в том, что сразу многим не хватало одних и тех же писательских имен, изданий. В 90-е годы книжный (читательский) бум вызвал появление новой литературы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Другие статьи:

Трипольская культура
Невзирая на имеющиеся условия, более-менее заметной конвергенции (смешивание, ассимиляция) между культурами разного типа в этот период не наблюдается. Однако, согласно археологических данных, достижения соседей были известны представителя ...

Постмодернизм в творчестве Роберта Вентури
Роберт Вентури родился в Филадельфии 25 июня 1925. Учился в архитектурной школе Принстонского университета (1947–1950) и Американской академии в Риме (1954–1956). Работал в архитектурных фирмах О. Стонорова (Филадельфия), Э. Сааринена (Бл ...

Общее понятие культуры. Культура, цивилизация и природа
Слово «культура» (от латинского «обрабатывать, возделывать») имеет в языке много значений. Мы говорим и о культуре растений, и о культуре поведения, и о культуре Возрождения, и о человеке высокой или низкой культуры, и т.д. Во всех этих ...